Бриллиантовая кладовая находится в Главном музейном комплексе Эрмитажа, а именно в Зимнем дворце. В ней хранятся удивительные шедевры ювелирного искусства разных эпох: от Древней Греции до XIX века. Посетители могут увидеть тонкую работу мастеров, оценить изящную роспись и миниатюрные скульптуры. Отдельного внимания заслуживают украшения представителей дома Романовых. Рассказываем, как возникла Бриллиантовая комната, какие экспозиции представлены, сколько стоит билет на выставку.
История возникновения
История Бриллиантовой комнаты началась с Петра I. В 1719 году он решил создать специальное помещение для хранения государственных регалий, орденов, парадных ювелирных украшений — Государственное хранилище коронных ценностей или Алмазный фонд. На протяжении всего правления династии Романовых коллекция пополнялась произведениями искусства именитых мастеров: например, И. Позье, отца и сыновей Дюваль, Л. Пфистерера.
Долгое время экспонаты Алмазного фонда оставались скрытыми от глаз посторонних людей, но Николай I изменил ситуацию. Он распорядился разделить артефакты на две группы: государственные и личные. Для хранения императорских регалий и коронных бриллиантов создали специальную структуру — Камеральное отделение кабинета Его Императорского Величества. Члены подразделения должны были обеспечивать безопасность и неприкосновенность ценностей.

В 1856 году Александр II приказал открыть в Эрмитаже особенный зал. В нём выставили 165 ювелирных изделий, инкрустированных драгоценными камнями. Позднее помещение получило название «Бриллиантовая комната».
Режим работы в 2025 году
Бриллиантовая кладовая Эрмитажа работает по следующему графику:
- вторник, четверг, воскресенье — с 11:00 до 17:00;
- среда, пятница, суббота — с 11:00 до 19:00.
Выходные дни — каждый понедельник, а также 1 января и 9 мая.
Стоимость билетов и порядок их приобретения
Стоимость билета составляет 1000 рублей. Его можно купить в кассе музея или на сайте tickets.hermitagemuseum.org или на нашем сайте. Для этого потребуются данные паспорта. Родителям нужно взять с собой паспорт и свидетельства о рождении детей.
Сокровищница Бриллиантовой кладовой
Сокровища Майкопского кургана
Здесь хранятся золотые артефакты, найденные археологом Н. И. Веселовским при раскопке кургана. Его открыли в 1898 году в черте г. Майкоп. По предположениям экспертов, в кургане был похоронен вождь племени в IV в. до н. э.
На выставке вы увидите золотые украшения, бусины, навершие булавы, ритуальные сосуды с росписью в виде быков, фигурки животных. Сохранились зарисовки раскопа и план расположения артефактов.

Ювелирное искусство Древней Греции
Экспозиция посвящена работам древних мастеров. Они использовали греческие изобразительные средства и приёмы, а готовые изделия украшали скифскими сюжетами и мотивами. Эксперты относят их к отдельному стилю — эллино-скифскому.
Посетителям представлены венки, серьги, подвески из тончайшего золота. Артефакты нашли во время раскопок курганов Большая Близница, Куль-Оба и Чертомлык, а их сохранность поражает воображение: на украшениях до сих пор видны мелкие детали и фигуры богинь.
В Боспорских курганах археологи обнаружили маски, которые греки изготавливали специально для погребения. Они верили, что после смерти человек попадает в обитель героев и полубогов и пирует вместе с ними. Главное украшение пирующих — роскошный золотой венок. Ювелиры создавали погребальные венки из листьев оливы, а также лавра, дуба, вьюнка, чертополоха и даже сельдерея.

Шедевры средневекового искусства
В коллекцию входят ювелирные изделия, которые представляют христианскую культуру Византии, Древней Руси и Западной Европы.
Интересные экспонаты первой витрины — находки из города Мерсин на Киликийской равнине. Среди них ажурные медальоны, ожерелья с крестами, подвески со вставками из полудрагоценных камней. Иконы с изображением Богоматери, написанные мастерами Константинополя, поражают разнообразием художественных решений и технических приёмов.
На второй витрине представлены великолепные ларцы-реликварии с изображениями ангелов и святых, монстранц, процессионный крест, золотые чаши и кадило. Находки датируются XIII-XVI веком, их создавали мастера из Франции, Испании, Эстонии.

Памятники древнерусского ювелирного искусства относятся к X-XIII векам. В основном артефакты найдены в кладах: это пластины с изображением апостола Марка, подвески-лунницы, височные кольца, браслеты из скани и шейные гривны. Особое внимание приковывают к себе золотые колты — височные украшения, которые делали в технике перегородчатой эмали. К сожалению, её утратили во время татаро-монгольского нашествия в XIII веке.
Ювелирное искусство XVII–XIX веков
Экспозиция состоит из украшений и декоративных предметов, созданных ювелирами из России, Германии, Англии и Франции. Большинство из них выполнены в стиле роккоко. Изделия имеют асимметричные композиции, ажурные оправы, изящные сложные формы. На витринах вы увидите карманные часы, табакерки, а также знаменитые шедевры Иеремии Позье — букеты из драгоценных камней.
В конце XIX века на смену рококо пришёл модерн со свойственными ему плавными линиями, восточными мотивами и приглушёнными оттенками. На выставке представлены работы Эмиля Галле и Рене Жюля Лалика. Их гребни, броши, колье, вазы и трости украшены цветами, стрекозами и бабочками. Внимание посетителей также приковывают изделия Карла Фаберже: рамки для икон и фотографий, коробочки, портсигары, букеты, фигурки животных и даже электрические звонки.

Отдельное место в собрании ювелирного искусства XVII-XIX веков занимают приборы для церковных богослужений: среди них вы увидите чарки, чаши для причастия и литургии, потиры с медальонами, панагии-реликвариумы, иконы с инкрустированными рамами.
Туалетный набор Анны Иоанновны
Императрица Анна Иоанновна уделяла много внимания внешнему виду и посвящала утреннему туалету не менее 6-8 часов. Однажды она заказала для себя золотой туалетный прибор в мастерских Й. Л. Биллера и И. Я. Вальда в Аугсбурге. В него входят 46 предметов: большое зеркало, щётки, булавки, флаконы, подсвечники, коробки, лотки и даже чайники, кофейники, шоколадницы, жаровня и бульонные чашки. Для создания изящных изделий мастера использовали разнообразные ювелирные техники, сочетали пунцирование, чеканку и полировку.
Сначала прибор хранился в личных комнатах, а затем стал частью императорской коллекции драгоценностей. Его доставали только тогда, когда нужно было подготовить к венчанию невесту императорского дома.

Парадная амуниция
В этой части зала хранится парадное холодное оружие — сабли и шпаги, принадлежавшие Екатерине II, Александру I, Николаю I. Здесь также можно увидеть коллекцию тростей, которые в XVIII веке стали неотъемлемым элементом светского костюма.
В центре экспозиции — два конских убора, которые султан Махмуд II преподнёс Николаю I в качестве дипломатических подарков. Первый из них доставили императору в честь подписания Адрианопольского мира. Комплект богато усыпан бриллиантами, выполнен в фиолетовом цвете, состоит из упряжи, сабли, ножен и чепрака. Второй убор символизирует благодарность за помощь в защите Константинополя от армии Ибрагима-Паши. Он включает те же предметы, но выполнен в синем цвете.

Правила посещения
Посетить Бриллиантовую кладовую можно только в составе экскурсионной группы. Максимальное количество человек — 10.
Экскурсия начинается в строго указанное в билете время, поэтому посетителям рекомендуют прийти на 10-15 минут раньше. После осмотра Бриллиантовой кладовой, гости могут продолжить самостоятельное путешествие по Эрмитажу по маршруту №1. Всего на посещение музея отводится 2 часа.
