Георгиевский, или Большой Тронный зал в Эрмитаже

Георгиевский, или Большой Тронный зал в Эрмитаже — наиболее величественный из всех парадных помещений Зимнего дворца и самый большой. Именно здесь проходили важнейшие официальные приёмы и принимались знаковые политические решения. Это было главное место во дворце. При этом два раза в Большом Тронном зале происходили настоящие катастрофы, после одной из которых его пришлось восстанавливать несколько лет. В Советскую эпоху символическое значение зала было намеренно стёрто. И только к 2000-м наследие Российской империи понемногу стало восстанавливаться.

История строительства Георгиевского зала

На месте нынешнего Георгиевского зала изначально находилась Мраморная галерея, с помощью которой парадные комнаты Зимнего дворца соединялись с Большим и Малым Эрмитажами, где была выставлена коллекция картин Екатерины II. Галерея была построена за восемь лет по проекту итальянца Джакомо Кваренги и открылась 26 ноября 1795 года. Это как раз был день Святого Георгия, поэтому было решено назвать галерею Георгиевской. По периметру зала располагались коринфские колонны, а в интерьере использовался мрамор разнообразных цветов — синего, красного, розового, серого и, конечно, белого.

Также здесь находился императорский трон. Его ещё в 1731 году изготовил англичанин Николаус Клаузен. Трон был выполнен из орехового дерева, в оформлении использовалось позолоченное серебро и красный бархат. На спинке золотыми нитями был вышит двуглавый орёл с Георгием Победоносцем на груди. На крыльях царственной птицы разместились гербы входящих в Российскую империю царств, сделанные из серебра и эмали. В 1797 году над троном установили барельеф, выполненный из мрамора итальянцем Маркези. На нём две аллегорические фигуры держали щит с изображением Святого Георгия.

Но, к сожалению, Большой Тронный зал Эрмитажа в таком виде до нас не дошёл. В 1837 году во дворце случился невероятный пожар, в котором интерьер главного зала был полностью уничтожен.

Пожар во дворце

Пожар в Зимнем дворце случился 17 декабря 1837 года и продолжался трое суток. Он был столь сильный, что его зарево было видно отовсюду в столице. Внутреннее убранство практически всех помещений в императорской резиденции было уничтожено — остались только стены с оконными проёмами. Сразу после бедствия была созвана Комиссия по восстановлению дворца. Разумеется, отреставрировать Георгиевскую галерею было одной из первоочерёдных задач.

Возрождённая галерея теперь стала называться залом и приобрела более монументальный облик. Работами руководил архитектор Василий Стасов. Масштабных изменений в планировке помещение не претерпело: основополагающий принцип компоновки зала в виде сдвоенных колонн по периметру был сохранён.

Большой Тронный зал Эрмитажа реставрировался значительно дольше, чем другие помещения, и всё из-за решения Николая I использовать в оформлении знаменитый каррарский мрамор из Италии. Именно из него были сделаны великие здания и  скульптуры прошлого — колонна Траяна, римский Пантеон, «Давид» и «Пьета» Микеланджело. Мрамор добывали в Италии и там же изготавливали детали для зала — всего 173 штуки. Облик каждой согласовывался в Петербурге, порой требовалось переделывать составные части. Учитывая медленную почту и то, что детали доставляли в Санкт-Петербург кораблями, работы шли совсем не быстро.

«Пожар в Зимнем дворце», Пьер Мари Жозеф Верне, 1838 год

Украшенный потолок с живописными вставками художников Габриэль-Франсуа Дуайена и Джамбаттисты Питони, конечно, был полностью уничтожен в пожаре. Было решено не восстанавливать их. Василий Стасов спроектировал подвесной потолок из металла с мощными балками, разделённый на углубления — кессоны, украшенный золотыми замысловатыми орнаментами. По задумке автора орнамент словно в зеркале отражается на паркете из 16 ценных пород дерева. Однако с новым потолком Георгиевского зала Эрмитажа связана вторая катастрофа в его истории, пусть и меньшего масштаба. В 1841 году потолок внезапно обвалился, повредив стены, пол и люстры. После этого металлические конструкции усовершенствовали, чтобы подобное не повторилось.

В годы Революции

Сразу же после штурма Зимнего дворца 25 октября 1917 года началось уничтожение символов царской власти в Большом Тронном зале. С балдахина над троном сбросили корону, сняли герб, уничтожили другие элементы декора. В 1924 году зал стал первым из помещений Эрмитажа, где организовали выставку — экспонировалось средневековое оружие XV-XVII столетий. Посреди помещения поставили конных всадников, а за тронным местом, где раньше находился двуглавый орёл, разместили мечи и копья. Надпись над ними гласила, что это — оружие, которым пользовались немецкие крестьяне во время Великой крестьянской войны в 1525 году.

Со временем власти устали декорировать тронное место, чтобы его не было видно, и решили его разобрать. В 1937 году для парижской Всемирной выставки из самоцветов была создана огромная (площадью 26,6 м²) мозаичная карта «Индустрия социализма». После войны её поставили на бывшее тронное место. Над картой располагался серп и молот, а по бокам — строки советского гимна.

Реставрация Георгиевского зала

В 1980-х возникла необходимость в реставрации художественной отделки Георгиевского зала. Карту демонтировали и передали музей при Центральном геолого-разведывательном институте. Более того: её не собирались возвращать, так как стали задумываться о восстановлении тронного места. Когда в 1987 году основные работы закончили, стало ясно, что зал станет полноценным, только если восстановить его дореволюционный облик. Так 9 декабря 2000 года перед посетителями Эрмитажа предстал Большой Тронный зал в его имперском обличье, с монументальным троном.

Торжественная церемония, которая проводится ежегодно, в День св. Георгия. Фото: сайт Адмиралтейского оркестра

Где находится

Большой Тронный зал в Эрмитаже расположен в Зимнем дворце. Проще всего туда попасть по Маршруту № 1. Войдя через главный вход, нужно подняться по Иорданской лестнице, после чего пройти в Фельдмаршальский зал. Отсюда начинается Большая парадная анфилада. После Фельдмаршальского зала нужно будет пройти ещё два — Петровский и Гербовый. Кстати, Петровский зал по-другому называется Малым тронным залом и заслуживает не меньшего внимания. Останется только осмотреть Галерею Отечественной войны 1812 года — и, наконец, перед вами Георгиевский зал Эрмитажа.

Экспозиция Большого Тронного зала

Попадая в Большой Тронный зал, посетители оказываются в бело-золотом царстве благодаря оформлению из белоснежного каррарского мрамора и золотых элементов декора. Первое, что привлекает внимание — конечно же, тронное место с его насыщенными пурпурными драпировками и обивкой. После пожара 1837 года он стал выглядеть немного иначе. Итальянский скульптор Франческо дель Неро убрал фигуры, благодаря чему Георгий на коне, одетый в римские доспехи и поражающий дракона, занял всю площадь скульптурной поверхности.

Большой Тронный зал Эрмитажа — главное парадное помещение Зимнего дворца, в котором совершались важные торжественные церемонии и проходили официальные встречи. Судьба его так же, как судьба всего государства, очень непростая. Посетив Георгиевский зал во время визита в Эрмитаж, можно многое узнать об истории страны в целом.