Импрессионисты в Эрмитаже

Собрание французской живописи периода второй половины XIX — начала XX века в Государственном Эрмитаже насчитывает свыше 3000 картин. Оно включает в себя признанные мировые шедевры самых знаменитых импрессионистов и постимпрессионистов: Анри Матисса, Клода Моне, Поля Гогена, Винсента Ван Гога и Пабло Пикассо. Конец XIX столетия стал для Франции периодом зарождения новых художественных стилей, в том числе импрессионизма, но парижское общество не было готово принять такую живопись. И тогда произошло так называемое «русское чудо»: отвергнутые французскими критиками и зрителями картины начали скупать российские меценаты. Благодаря этому в Эрмитаже теперь можно увидеть одну из лучших в мире коллекций французской импрессионистской и постимпрессионистской живописи.

Где находится зал импрессионистов в Эрмитаже

Зал импрессионистов в Эрмитаже расположен в Главном штабе. Знаменитое полукруглое здание в классицистическом стиле напротив Зимнего дворца построил архитектор Карло Росси в период с 1820 по 1830 годы. Здание простирается от Невского проспекта до набережной Мойки. Государственный Эрмитаж находится в Восточном крыле. Раньше здесь работали Министерства финансов и иностранных дел.

Добраться до Главного штаба Эрмитажа на общественном транспорте проще всего на метро. Ближайшая станция — «Адмиралтейская»: путь пешком займёт всего шесть минут. Сначала по Кирпичному переулку и Малой Морской улице выйдите на Невский проспект, перейдите его и по Большой Морской улице придите к Триумфальной арке Главного штаба.

Чтобы пройти на выставку картин в стиле импрессионизм в Эрмитаже, нужно выйти из арки и повернуть направо. Вход в Главный штаб — под балконом. Зал импрессионистов находится на четвёртом этаже в Галерее памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых. Подняться туда нужно по Красной лестнице. Пройдите мимо подножия Главной лестницы, поднимитесь на второй этаж, где вы и найдёте Красную лестницу для подъёма на четвёртый этаж. Вас сразу встретит персональный зал Клода Моне под номером 403. В помещениях с 404 по 408 располагается экспозиция импрессионизма, а с 409 по 422 — постимпрессионизма. После того как вы пройдёте музыкальный зал Ивана Морозова, вас ждёт продолжение экспозиции — залы Пикассо (с 431 по 434) и Анри Матисса (с 437 по 440).

Об импрессионизме

В 1874 году в Париже начала работу скандальная выставка, участники которой выступили против традиционных академических устоев в изобразительном искусстве. Названием нового художественного течения стало слово «импрессионизм» от французского impression — «впечатление» (так описал один парижский критик одну из картин Клода Моне). Импрессионисты отходили от классических концепций и не писали пейзаж как он есть — они брали отдельно взятый фрагмент пейзажа и выражали своё живое впечатление о нём на холсте. Они уделяли особое внимание цвету, считая, что он есть и в тени, нужно только научиться его видеть. Часто импрессионисты накладывали мазки, не смешивая их. Такой эффект позволял отразить стремительно меняющееся настроение природы.

Первые эксперименты импрессионисты начали ещё в 1861 году. На то, чтобы выступить с концепцией нового течения, им понадобилось больше 10 лет. В число первых импрессионистов вошли Клод Моне, Огюст Ренуар, Альфред Сислей, Камиль Писсарро и Эдгар Дега. Импрессионисты организовали восемь выставок. Последняя состоялась в 1886 году. В то время импрессионистов не принимали, обвиняя их в безыскусности, в том, что они просто делают несколько мазков краской по холсту, подписывают работу и называют такую мазню картиной. Настоящее признание пришло позже.

История коллекции

Начало коллекции картин в России в стиле импрессионизма положили меценаты братья Морозовы. Михаил и Иван Морозовы принадлежали к старинному роду старообрядцев-промышленников. Оба брата увлекались коллекционированием произведений искусства.

В 1897 году Михаил впервые привёз из Франции картины Макса Вебера и Поля Альбера Бенара. После к собранию присоединились работы Клода Моне, Эдуарда Мане, Эдгара Дега и Огюста Ренуара, а также Винсента Ван Гога и Поля Гогена, хотя последних в Европе в то время по достоинству оценить не успели. Привезённые Михаилом Морозовым произведения искусства можно разделить на три группы. Первая — вышеназванные французские импрессионисты, вторая — нефранцузские авторы (Эдвард Мунк, Фриц Таулов, Аксели Галлен-Каллела). И третья — постимпрессионисты. Помимо Ван Гога и Гогена, это Максим Детома и Шарль Герен, а также члены группы «Наби» (Морис Дени, Пьер Боннар).

Иван Морозов начал коллекционировать искусство позже, хотя общался с представителями московской культурной жизни с юности и был завсегдатаем Третьяковской галереи. Своё собрание он начал с русской живописи, а первая покупка картины французского автора состоялась в 1903 году. Благодаря приобретениям Ивана Морозова мы можем любоваться в Эрмитаже «Бульваром Капуцинок в Париже» и «Берегом пруда в Монжероне» Клода Моне, 11 картинами Анри Матисса, полотнами Пабло Пикассо («Девочка на шаре», «Арлекин и его подружка», «Портрет Амбруаза Воллара»).

Значительную роль в формировании эрмитажной коллекции французской живописи рубежа веков сыграл коллекционер Сергей Щукин. Их часто считали соперниками в части охоты за выдающимися работами. Но на самом деле они служили общему делу — популяризации новейшего французского искусства в России. В коллекцию Щукина входили работы Матисса, Пикассо, Гогена, Ван Гога, Камиля Писсарро, Андре Дерена и многих других представителей импрессионизма и постимпрессионизма.

Коллекции братьев Морозовых и Сергея Щукина были национализированы и вошли в собрание Государственного музея нового западного искусства. В 1948 году его экспонаты разделили между Эрмитажем и Государственным музеем изобразительного искусства. К эрмитажным картинам позже прибавились полотна из немецких частных коллекций, привезённые в СССР после Великой Отечественной войны.

Самые известные импрессионисты в Эрмитаже

Выставка французского искусства в Главном штабе Эрмитажа охватывает период со второй половины XIX века и до первых десятилетий XX столетия включительно и позволяет наглядно представить развитие живописи во Франции на рубеже веков. Посетители могут проследить зарождение и развитие множества художественных стилей. Прежде всего, это импрессионизм и постимпрессионизм.

Анри Матисс

Настоящая жемчужина собрания импрессионистов в Главном штабе Эрмитажа — 38 картин Анри Матисса. Это его фовистические композиции — прежде всего, написанная в 1908 году «Красная комната», в 1910 — «Танец» и «Музыка», «Семейный портрет» (1911 год). Фовизм считается одним из первых авангардных стилей живописи в Европе. Годом его появления считается 1905, а Анри Матисс — одним из ярчайших представителей. Таким картинам свойственны кричащие цвета, энергетика и дикая экспрессия. Отсюда и название — фовизм: в переводе с французского оно означает «хищники», «дикие». Главное выразительное средство для фовистов — цвет, и его в полотнах Матисс использует самым неожиданным способом.

Пабло Пикассо

Многие едут в Эрмитаж специально ради 31 картины Пабло Пикассо. Здесь выставлены работы всех периодов творчества художника. Это ранняя «Любительница абсента», написанная в 1901 году. Это главный шедевр голубого периода Пикассо, «Свидание» 1902 года. И, конечно, это работы периода кубизма — созданный в 1907 году «Танец с покрывалами», написанные в 1908 году «Женщины с веером» и «Три женщины», а также «Гитары и скрипки» (1912-1913 годы). Кубизм ставил своей целью исследовать структуры форм. И если Пикассо вначале действительно следовал принципам кубизма, постепенно его творческий метод приобрёл индивидуальные черты.

Клод Моне

В персональном зале основоположника импрессионизма Клода Моне выставлены его 14 работ от раннего до позднего периода творчества. Благодаря этому можно наглядно проследить художественную эволюцию живописца. Самая ранняя из представленных картин — написанная в 1867 году «Дама в саду», поздняя — «Мост в Ватерлоо» (1903 год).

Главный жанр творчества Моне — пейзаж, и в нём он отказался от привычного для академических живописцев колорита. Уже в ранней работе — «Даме в саду» — он использовал насыщенные краски. Белое платье в тени у него не серое, а голубое. Он не использовал чисто чёрный и белый, так как их, по мнению импрессионистов, в природе нет — есть сочетания ярких цветов. Многие картины небольшого размера Моне писал полностью на пленэре: раньше на открытом воздухе делали только эскизы, остальная работа шла в мастерской. Ещё одна черта творческого стиля Клода Моне — то, что он не смешивает оттенки на палитре. Мазки накладываются рядом так, что при взгляде с расстояния происходит оптическое смешение цветов.

Поль Гоген

В эрмитажном собрании искусства импрессионистов и постимпрессионистов можно увидеть 19 полотен Поля Гогена. Говоря о Гогене, чаще всего вспоминают его работы, сделанные на Таити. «Таитянские пасторали» отображают реальность декоративно: сам художник сравнивал их с древним гобеленом. Необычные цвета неба, воды, деревьев (розовые, красные, жёлтые) — не случайны, а следуют чёткому замыслу автора. Задача художника по Гогену — заставить работать воображение зрителя, воздействовать на мозг линиями и красками. На Таити Поль Гоген повстречал свою жену Техаману, изображённую на картине «Женщина, держащая плод». В таитянках живописец нашёл новый идеал красоты — такого французский живописный мир ещё не видел. Художественную манеру Гогена ещё называют «примитивизм».

Винсент Ван Гог

В Эрмитаже находятся восемь картин импрессиониста и постимпрессиониста Ван Гога, относящихся к позднему периоду его творчества. Им отведён персональный зал № 413. Работы захватывают три последние годы его творчества. Этот период был необычайно насыщен творчески, но наполнен трагичными событиями.

Винсент приехал на юг Франции в город Арль, чтобы работать вместе с Полем Гогеном — и, надо сказать, испытывал его сильное творческое влияние. Особенно оно заметно в картинах 1888 года «Воспоминание о саде в Эттене» и «Арена в Арле». Однако здоровье художника стремительно ухудшалось. Участились эпилептические приступы, художник поссорился с Гогеном, произошла загадочная история с отрезанным ухом.

Винсент по своей воле отправился в психиатрическую лечебницу в Сен-Реми, где он как никогда много работал. Там в 1889 году были созданы картины «Куст», «Пейзаж с домом и пахарем» и «Портрет мадам Трабюк». Выйдя из больницы, живописец поселился в городке Овер. К этому периоду относятся картины 1890 года «Белый дом ночью», «Хижины» и «Утро. Отправление на работу». И именно Овер становится местом, где загадочно закончилась жизнь одного из ярчайших представителей импрессионизма и постимпрессионизма.

Залы импрессионистов и постимпрессионистов в Главном штабе Эрмитажа — это признанные во всём мире шедевры известных французских художников. Во своё время европейские критики не были благосклонны к картинам, которые сейчас считаются величайшими произведениями. Но благодаря дальновидности российских коллекционеров рубежа веков теперь мы можем видеть Ван Гога, Матисса, Моне, Гогена и Пикассо в Эрмитаже, в одной из лучших экспозиций импрессионистского и постимпрессионистского искусства.