Иорданская лестница в Эрмитаже

Главной лестницей Эрмитажа считается Посольская (Парадная или Иорданская). Именно по её ступеням дипломаты иностранных государств и почётные гости когда-то поднимались в залы, чтобы предстать перед государем. Иорданская лестница ― настоящий архитектурный шедевр. Огромная беломраморная конструкция расходится по сторонам, образуя широкие марши, и вновь соединяется на верхней площадке. Сооружение с невысокими ступенями занимает всю высоту здания ― а это почти 22 метра. Когда-то лестницу уничтожил огонь, но по приказу императора её восстановили «по-старому». 

Вход в Эрмитаж с Иорданской лестницы

В музее разработано два маршрута, и чтобы увидеть Посольскую лестницу, выбирайте № 1. По Дворцовой площади посетители проходят под аркой через главный вход Зимнего, затем ― через Большой двор. Там будет указатель на Иорданскую лестницу, откуда начинается осмотр экспозиций.

История создания

Зимний дворец возведён в начале второй половины XVII века. Главным архитектором, отвечающим за проект, был Ф. Растрелли. За первые полвека существования Петербурга царскую резиденцию строили и перестраивали пять раз: первые два дворца появились при Петре Первом, третий возвели по приказу Анны Иоанновны, пожелавшей для себя более просторные и удобные апартаменты. Четвёртый появился при Елизавете Петровне ― это была временная постройка, которую через некоторое время разобрали.

Официальная резиденция, которую император посещал зимой, была закончена в 1762 году. Семья Романовых проживала здесь почти полтора столетия.

Елизавета Петровна была известна своей любовью к роскоши. Именно по её указу возвели новый дворец. Строительство продолжалось много лет, и императрица не дожила до его окончания. Принимал здание Пётр III. Однако и он не успел обжиться в новых залах, так как случился государственный переворот, и на престол взошла Екатерина Вторая. У неё были свои взгляды на интерьеры царского дома. По приказу императрицы был уволен Растрелли, а новые архитекторы внесли изменения в обстановку. Тем не менее во дворце преимущественно сохранилось изначальное убранство. 

Планировка здания с многочисленными галереями продумана до мелочей. Для важных гостей и иностранных делегаций обустроили отдельный вестибюль, откуда на второй этаж северо-восточного крыла дворца вела огромная лестница ― Посольская. Её розовые колонны были сделаны из мрамора, а декоративными элементами служили кованые позолоченные решётки.

«Парадная лестница в Зимнем дворце». Ф. Келерховен, после 1842 года

На первом лестничном марше всегда было сумрачно. Это сделано специально, чтобы при подъёме перед гостями открывался потрясающий вид на просторный, залитый светом зал. Солнечные лучи попадают сюда сквозь большие окна и отражаются от декоративных проёмов. Пространство визуально расширяется за счёт огромного плафона, закреплённого на потолке ― барочный эффект усиливается в разы. По задумке архитекторов, гости и иностранные политические деятели должны были сразу оценить мощь и силу Российского государства, ещё до того, как попасть на ковёр к правителю.

Стилевое решение

Популярный стиль, господствующий в Европе XVII века, ― барокко. К концу столетия он добрался и до России. Его особенности ― торжественность и помпезность, которых достигают за счёт светотеней, пышного декора, необычных пропорций, некоторой театральности и динамических линий.

Барокко, несмотря на вычурность, в Петербурге оценили и дополнили византийскими элементами. В результате стиль стали называть «русским барокко», и Иорданская лестница ― его аутентичный образец.

Дизайн конструкции разработал архитектор Зимнего дворца Ф. Растрелли. К созданию интерьера также были привлечены К. Росси, О. Монферран и Д. Кваренги.

Реставрация после пожара

29 декабря 1837 года в Зимнем случился страшный пожар. 60 тысяч квадратных метров царской резиденции полыхали почти 30 часов, а потом тлели ещё трое суток. Огонь безвозвратно уничтожил уникальные художественные произведения и роскошные интерьеры залов. На реставрацию здания ушло около двух лет.

Для расследования причин пожара была создана специальная комиссия. Ей удалось установить, почему произошло возгорание. Выяснилось, что при обновлении залов в 1883 году, которым руководил О. Монферран, был допущен критический промах. В некоторых помещениях были деревянные фальш-двери. Они находились очень близко к несущим каменным ― получался своеобразный воздушный мешок. Внутри одного из них оказались дымовые трубы, идущие из дворцовых подвалов. Неудачная планировка ускорила распространение огня. 

Инженерный проект разрабатывался под непосредственным руководством Николая I, который считал, что имеет достаточно знаний в области архитектуры и строительного дела. Огласка данного факта бросила бы сомнения на компетенцию государя. Безо всякого шума дело о пожаре прикрыли и ограничились приговором начальнику дворцового пожарного расчёта ― его просто уволили.

Огонь практически полностью уничтожил Иорданскую лестницу. Восстановить её было приказано В. Стасову ― архитектору, который считается основателем русского ампира. Мастер практически с нуля воссоздал конструкцию, выполнив главный приказ императора ― «сделать по-старому».

В. Стасов с особой тщательностью изучал чертежи, доставшиеся от Растрелли, но всё же внёс небольшие изменения в изначальный замысел. Так, на новой лестнице установили сдвоенные гранитные колонны и балюстраду из мрамора, а розовый цвет маршей поменяли на белый.

Василий Петрович Стасов

Смена названия при СССР

Посольская лестница Эрмитажа стойко переживала все значимые события, происходившие в России. В 1915 году во дворце был госпиталь, и по ступеням шагали раненые и медицинский персонал. В 1917 в Зимнем заседало временное правительство.

В годы СССР открылся Государственный Эрмитаж. В это же время лестницу переименовали. Когда-то во время празднования Крещения Господня царская семья спускалась по ней к иордани ― специальной проруби на Неве. Этот факт и дал новое название главной достопримечательности Эрмитажа. 

Основные элементы лестницы

Сегодня мы можем видеть конструкцию практически такой же, какой она была несколько столетий назад. Реставраторам и работникам Эрмитажа удалось сохранить её изначальный облик: белые мраморные скульптуры, серые каменные колонны, лепнина, украшенная позолотой, а на потолке ― огромный исторический плафон. 

Потолком можно любоваться бесконечно долго, он по-настоящему завораживает. Примечателен тот факт, что роспись выполнена не по оштукатуренной поверхности, а на холсте, плотно прилегающим к основанию. Самый первый плафон был уничтожен пожаром. Для восстановления В. Стасов использовал схожее венецианское полотно XVII века ― «Олимп» художника Гаспаро Дициани (Италия). Шедевр размером 200 м² был найден в хранилище Эрмитажа. Несмотря на колоссальные размеры, он всё равно не соизмерим с оригиналом. После монтажа плафона остались пустые места, которые впоследствии были заполнены росписью по эскизам самого Стасова.

Площадь Урицкого (Дворцовая), танки КВ-1 перед Зимним дворцом. 1942 год

Плафон был сильно повреждён во времена ВОВ, когда Ленинград подвергался бомбёжкам. Из-за обстрелов окна в Эрмитаже были разбиты ― внутрь помещений и залов проникали влага и холодный воздух. На полотне появилась тёмная плёнка, а роспись вокруг растрескалась и осыпалась. Реставрация началась в 1965 году. Пару лет художники восстанавливали живописную композицию, которую перенесли в закрытые от посетителей залы. Спасением сильно потемневшего плафона реставраторы занимались исключительно в дневное время. Усилить освещение помогали специальные отражающие экраны.

К другим значимым объектам Парадной лестницы Эрмитажа относят каменные статуи «Могущество», «Справедливость» и «Власть». Их привезли сюда из Таврического дворца и Летнего сада. В Петербург скульптуры попали из Италии.

В 1898 году специально для Посольской лестницы по эскизам Л. Бенуа изготовили электрические люстры. Они сделаны из сплавов разных цветных металлов, а на поверхность нанесён слой позолоты.

Статуя «Власть»

Главное

Иорданская лестница ― монументальное и шедевральное воплощение архитектурной мысли. Первое посещение Эрмитажа лучше начать с маршрута № 1, чтобы пройтись по лестничным пролётам, которые многое пережили, но сохранили своё величие. Первые впечатления о масштабности и богатстве Эрмитажа начинаются именно с Посольской лестницы.

Часто задаваемые вопросы

Нужно войти в Эрмитаж через главный вход с Дворцовой площади и пройти по внутреннему двору. Система навигации по музею покажет, как выйти к Иорданской лестнице.

Сейчас проще всего приобрести билет на экскурсию в Эрмитаж в Санкт-Петербурге онлайн. Вам не придётся стоять в очередях и столкнуться с тем, что билеты внезапно закончились. Онлайн можно спокойно выбрать дату и время посещения музея. Распечатывать билет, который придёт вам на указанный адрес электронной почты, не нужно. Достаточно приложить штрих-код с экрана мобильника к турникету. После этого можно начинать осмотр залов Эрмитажа с лучшими произведениями со всего мира. В том числе — галерея западноевропейского искусства с работами Рембрандта Харменса ван Рейна и Рафаэля Санти. 

Пенсионеры имеют право на льготы при покупке билетов в Эрмитаж. Приобрести билет по льготной цене можно прямо в кассах музея — нужно иметь с собой свидетельство пенсионера или справку о том, что посетителю назначена и выплачивается пенсия. Если билет покупается онлайн на сайте, без подтверждающего документа всё равно не обойтись. Прежде чем приложить к турникету штрих-код электронного билета с экрана смартфона, свидетельство или справку нужно будет предъявить.