Главной лестницей Эрмитажа считается Посольская (Парадная или Иорданская). Именно по её ступеням дипломаты иностранных государств и почётные гости когда-то поднимались в залы, чтобы предстать перед государем. Иорданская лестница ― настоящий архитектурный шедевр. Огромная беломраморная конструкция расходится по сторонам, образуя широкие марши, и вновь соединяется на верхней площадке. Сооружение с невысокими ступенями занимает всю высоту здания ― а это почти 22 метра. Когда-то лестницу уничтожил огонь, но по приказу императора её восстановили «по-старому».
Вход в Эрмитаж с Иорданской лестницы
В музее разработано два маршрута, и чтобы увидеть Посольскую лестницу, выбирайте № 1. По Дворцовой площади посетители проходят под аркой через главный вход Зимнего, затем ― через Большой двор. Там будет указатель на Иорданскую лестницу, откуда начинается осмотр экспозиций.
![](https://hermitage-ticket.ru/wp-content/uploads/2022/09/small-01-1024x684.jpg)
История создания
Зимний дворец возведён в начале второй половины XVII века. Главным архитектором, отвечающим за проект, был Ф. Растрелли. За первые полвека существования Петербурга царскую резиденцию строили и перестраивали пять раз: первые два дворца появились при Петре Первом, третий возвели по приказу Анны Иоанновны, пожелавшей для себя более просторные и удобные апартаменты. Четвёртый появился при Елизавете Петровне ― это была временная постройка, которую через некоторое время разобрали.
Официальная резиденция, которую император посещал зимой, была закончена в 1762 году. Семья Романовых проживала здесь почти полтора столетия.
![](https://hermitage-ticket.ru/wp-content/uploads/2022/09/small-02а.jpg)
![](https://hermitage-ticket.ru/wp-content/uploads/2022/09/small-02б.jpg)
![](https://hermitage-ticket.ru/wp-content/uploads/2022/09/small-02в.jpg)
Елизавета Петровна была известна своей любовью к роскоши. Именно по её указу возвели новый дворец. Строительство продолжалось много лет, и императрица не дожила до его окончания. Принимал здание Пётр III. Однако и он не успел обжиться в новых залах, так как случился государственный переворот, и на престол взошла Екатерина Вторая. У неё были свои взгляды на интерьеры царского дома. По приказу императрицы был уволен Растрелли, а новые архитекторы внесли изменения в обстановку. Тем не менее во дворце преимущественно сохранилось изначальное убранство.
Планировка здания с многочисленными галереями продумана до мелочей. Для важных гостей и иностранных делегаций обустроили отдельный вестибюль, откуда на второй этаж северо-восточного крыла дворца вела огромная лестница ― Посольская. Её розовые колонны были сделаны из мрамора, а декоративными элементами служили кованые позолоченные решётки.
![](https://hermitage-ticket.ru/wp-content/uploads/2022/09/small-03.jpg)
На первом лестничном марше всегда было сумрачно. Это сделано специально, чтобы при подъёме перед гостями открывался потрясающий вид на просторный, залитый светом зал. Солнечные лучи попадают сюда сквозь большие окна и отражаются от декоративных проёмов. Пространство визуально расширяется за счёт огромного плафона, закреплённого на потолке ― барочный эффект усиливается в разы. По задумке архитекторов, гости и иностранные политические деятели должны были сразу оценить мощь и силу Российского государства, ещё до того, как попасть на ковёр к правителю.
![](https://hermitage-ticket.ru/wp-content/uploads/2022/09/small-04-1024x684.jpg)
Стилевое решение
Популярный стиль, господствующий в Европе XVII века, ― барокко. К концу столетия он добрался и до России. Его особенности ― торжественность и помпезность, которых достигают за счёт светотеней, пышного декора, необычных пропорций, некоторой театральности и динамических линий.
Барокко, несмотря на вычурность, в Петербурге оценили и дополнили византийскими элементами. В результате стиль стали называть «русским барокко», и Иорданская лестница ― его аутентичный образец.
Дизайн конструкции разработал архитектор Зимнего дворца Ф. Растрелли. К созданию интерьера также были привлечены К. Росси, О. Монферран и Д. Кваренги.
![](https://hermitage-ticket.ru/wp-content/uploads/2022/09/small-05а-861x1024.jpg)
![](https://hermitage-ticket.ru/wp-content/uploads/2022/09/small-05б-842x1024.jpg)
![](https://hermitage-ticket.ru/wp-content/uploads/2022/09/small-05в-788x1024.jpg)
![](https://hermitage-ticket.ru/wp-content/uploads/2022/09/small-05г-731x1024.jpg)
Реставрация после пожара
29 декабря 1837 года в Зимнем случился страшный пожар. 60 тысяч квадратных метров царской резиденции полыхали почти 30 часов, а потом тлели ещё трое суток. Огонь безвозвратно уничтожил уникальные художественные произведения и роскошные интерьеры залов. На реставрацию здания ушло около двух лет.
Для расследования причин пожара была создана специальная комиссия. Ей удалось установить, почему произошло возгорание. Выяснилось, что при обновлении залов в 1883 году, которым руководил О. Монферран, был допущен критический промах. В некоторых помещениях были деревянные фальш-двери. Они находились очень близко к несущим каменным ― получался своеобразный воздушный мешок. Внутри одного из них оказались дымовые трубы, идущие из дворцовых подвалов. Неудачная планировка ускорила распространение огня.
![](https://hermitage-ticket.ru/wp-content/uploads/2022/09/small-06-1024x576.jpg)
Инженерный проект разрабатывался под непосредственным руководством Николая I, который считал, что имеет достаточно знаний в области архитектуры и строительного дела. Огласка данного факта бросила бы сомнения на компетенцию государя. Безо всякого шума дело о пожаре прикрыли и ограничились приговором начальнику дворцового пожарного расчёта ― его просто уволили.
Огонь практически полностью уничтожил Иорданскую лестницу. Восстановить её было приказано В. Стасову ― архитектору, который считается основателем русского ампира. Мастер практически с нуля воссоздал конструкцию, выполнив главный приказ императора ― «сделать по-старому».
В. Стасов с особой тщательностью изучал чертежи, доставшиеся от Растрелли, но всё же внёс небольшие изменения в изначальный замысел. Так, на новой лестнице установили сдвоенные гранитные колонны и балюстраду из мрамора, а розовый цвет маршей поменяли на белый.
![](https://hermitage-ticket.ru/wp-content/uploads/2022/09/small-07-798x1024.jpg)
Смена названия при СССР
Посольская лестница Эрмитажа стойко переживала все значимые события, происходившие в России. В 1915 году во дворце был госпиталь, и по ступеням шагали раненые и медицинский персонал. В 1917 в Зимнем заседало временное правительство.
![](https://hermitage-ticket.ru/wp-content/uploads/2022/09/small-08а-1024x684.jpg)
![](https://hermitage-ticket.ru/wp-content/uploads/2022/09/small-08б-1024x765.jpg)
![](https://hermitage-ticket.ru/wp-content/uploads/2022/09/small-08в-1024x753.jpg)
В годы СССР открылся Государственный Эрмитаж. В это же время лестницу переименовали. Когда-то во время празднования Крещения Господня царская семья спускалась по ней к иордани ― специальной проруби на Неве. Этот факт и дал новое название главной достопримечательности Эрмитажа.
Основные элементы лестницы
Сегодня мы можем видеть конструкцию практически такой же, какой она была несколько столетий назад. Реставраторам и работникам Эрмитажа удалось сохранить её изначальный облик: белые мраморные скульптуры, серые каменные колонны, лепнина, украшенная позолотой, а на потолке ― огромный исторический плафон.
Потолком можно любоваться бесконечно долго, он по-настоящему завораживает. Примечателен тот факт, что роспись выполнена не по оштукатуренной поверхности, а на холсте, плотно прилегающим к основанию. Самый первый плафон был уничтожен пожаром. Для восстановления В. Стасов использовал схожее венецианское полотно XVII века ― «Олимп» художника Гаспаро Дициани (Италия). Шедевр размером 200 м² был найден в хранилище Эрмитажа. Несмотря на колоссальные размеры, он всё равно не соизмерим с оригиналом. После монтажа плафона остались пустые места, которые впоследствии были заполнены росписью по эскизам самого Стасова.
![](https://hermitage-ticket.ru/wp-content/uploads/2022/09/small-09-1024x669.jpg)
Плафон был сильно повреждён во времена ВОВ, когда Ленинград подвергался бомбёжкам. Из-за обстрелов окна в Эрмитаже были разбиты ― внутрь помещений и залов проникали влага и холодный воздух. На полотне появилась тёмная плёнка, а роспись вокруг растрескалась и осыпалась. Реставрация началась в 1965 году. Пару лет художники восстанавливали живописную композицию, которую перенесли в закрытые от посетителей залы. Спасением сильно потемневшего плафона реставраторы занимались исключительно в дневное время. Усилить освещение помогали специальные отражающие экраны.
К другим значимым объектам Парадной лестницы Эрмитажа относят каменные статуи «Могущество», «Справедливость» и «Власть». Их привезли сюда из Таврического дворца и Летнего сада. В Петербург скульптуры попали из Италии.
В 1898 году специально для Посольской лестницы по эскизам Л. Бенуа изготовили электрические люстры. Они сделаны из сплавов разных цветных металлов, а на поверхность нанесён слой позолоты.
![](https://hermitage-ticket.ru/wp-content/uploads/2022/09/small-10.jpg)
Главное
Иорданская лестница ― монументальное и шедевральное воплощение архитектурной мысли. Первое посещение Эрмитажа лучше начать с маршрута № 1, чтобы пройтись по лестничным пролётам, которые многое пережили, но сохранили своё величие. Первые впечатления о масштабности и богатстве Эрмитажа начинаются именно с Посольской лестницы.
Часто задаваемые вопросы
Где находится вход в Эрмитаж с Иорданской лестницы?
Нужно войти в Эрмитаж через главный вход с Дворцовой площади и пройти по внутреннему двору. Система навигации по музею покажет, как выйти к Иорданской лестнице.
Как купить билет в Эрмитаж без очереди?
Сейчас проще всего приобрести билет на экскурсию в Эрмитаж в Санкт-Петербурге онлайн. Вам не придётся стоять в очередях и столкнуться с тем, что билеты внезапно закончились. Онлайн можно спокойно выбрать дату и время посещения музея. Распечатывать билет, который придёт вам на указанный адрес электронной почты, не нужно. Достаточно приложить штрих-код с экрана мобильника к турникету. После этого можно начинать осмотр залов Эрмитажа с лучшими произведениями со всего мира. В том числе — галерея западноевропейского искусства с работами Рембрандта Харменса ван Рейна и Рафаэля Санти.
Как купить билет в Эрмитаж онлайн пенсионеру?
Пенсионеры имеют право на льготы при покупке билетов в Эрмитаж. Приобрести билет по льготной цене можно прямо в кассах музея — нужно иметь с собой свидетельство пенсионера или справку о том, что посетителю назначена и выплачивается пенсия. Если билет покупается онлайн на сайте, без подтверждающего документа всё равно не обойтись. Прежде чем приложить к турникету штрих-код электронного билета с экрана смартфона, свидетельство или справку нужно будет предъявить.