Рембрандт в Эрмитаже

Зал Рембрандта в Эрмитаже — одно из тех мест музея, куда стекаются любители искусства не только со всей страны, но и со всего мира. Даже тот, кто далёк от академических познаний в искусствоведении, наверняка слышал о картинах «Даная» или «Возвращение блудного сына».

Рембрандт Харменс ван Рейн — величайший живописец и гравёр Золотого века голландского изобразительного искусства. В основном он творил в историческом жанре, а также превосходно писал портреты. Человек — вот кто стоял во главе угла его работ. Даже библейские сюжеты он трактовал с точки зрения нравственного выбора, который делают герои, и уделял особое внимание отображению глубин внутреннего мира человека. Для этого Рембрандт использовал художественный инструмент под названием «светотень».

Где находится зал Рембрандта в Эрмитаже

Для Рембрандта отведён отдельный зал под номером 254, который находится на втором этаже Нового Эрмитажа в Главном музейном комплексе на Дворцовой площади. Попасть в него можно прямо из верхнего вестибюля Советской лестницы, соединяющей Старый (Большой) Эрмитаж с Новым. Посещение зала предусмотрено Маршрутом № 1.

Также в этом помещении выставлены произведения мастеров голландского искусства в период с XVII по начало XVIII столетия. Голландская коллекция Эрмитажа берёт начало со времён Петра I, когда культура, искусство и образ жизни этой страны были в моде среди высшего света российского общества. В зале Рембрандта можно увидеть картины Якоба Рейсдала, Виллема Класа Хеды, Паулюса Поттера, Франса Халса, Питера де Хоха и Герарда Терборха. Среди них также работы учеников и последователей Рембрандта — Самюэла Диркса ван Хогстратена, Яна Викторса, Фердинанда Бола.

Самые известные картины Рембрандта в Эрмитаже

Всего за 40 лет творчества Рембрандт написал свыше 500 полотен, порядка 300 офортов (гравюр), а число рисунков перевалило за 1000. В эрмитажной коллекции Рембрандта находятся более 20 картин и гравюры, созданные художником в разные годы жизни. Столько работ гениального голландца не найти даже в музее его родного города Лейдена.

«Флора»

Флора» попала в Эрмитаж в 1770-х. Рембрандт написал картину в 1634 году через несколько месяцев после женитьбы. В качестве модели выступила первая жена и любовь всей жизни живописца Саския ван Эйленбюрх. На полотне она беременна первенцем, хотя в жизни это произошло позднее. Скорее всего, живописец предвкушал радостное событие (хотя ребёнку, как и ещё двум, не удалось выжить). Черты лица голландки далеки от классических античных представлений о том, как должна выглядеть богиня весны и цветов, но Рембрандт предпочитал всегда использовать в качестве моделей именно своих соотечественниц. Одно время картина называлась «Дама в костюме пастушки»: Саския облечена в наряд с декольте и соломенную шляпку, а это — черты классического пасторального образа. Вместе с тем посох в руках Саскии и цветочный венок — это атрибуты римской богини. Героиня картины находится в увитом растениями гроте. Всё это делает картину очень «античной».  

«Даная»

«Даная» — картина с непростой историей написания и с не менее непростой судьбой. В коллекцию Эрмитажа она попала в 1772 году, когда императрица Екатерина II приобрела знаменито собрание Луи Антуана Кроза. Датой создания «Данаи» считается 1636 год, но вплоть до 1643 года Рембрандт не раз вносил в неё изменения. Они касались смены модели. Изначально это была Саския. После её смерти Рембрандт оказался в сложных отношениях с няней сына Титуса по имени Гертье. Скорее всего, окончательный вариант «Данаи» имеет именно её лицо.

В основе сюжета — античный миф о греческом царе Акрисии, которому была предсказана смерть от руки внука. Чтобы избежать этого, царь заточил свою дочь Данаю под землёй, чтобы никто и никогда не смог её увидеть. Однако в виде золотого дождя в покои Данаи проник Зевс, в результате чего у неё родился сын Персей. Разъярённый Акрисий посадил дочь и внука в сундук и выбросил его в море. Данае и Персею удалось спастись. А Акрисий всё равно погиб от рук внука: на спортивных состязаниях в него случайно попал брошенный Персеем диск.

Традиционно на картинах с Данаей появление Зевса в виде золотого дождя изображалось в виде монет — например, у Тициана. У Рембрандта Зевс является потоком сияющего света. В качестве украшения кровати служит фигурка Амура сот скованными руками, символизирующая заточение Данаи. В богато украшенном ложе и драпировках видно влияние стиля барокко на творчество Рембрандта.

15 июня 1985 года с картиной случилась настоящая катастрофа. Один из посетителей облил полотно серной кислотой и нанёс два удара ножом. Кислота растворила лак и повредила слои краски. Где-то были затронуты только лессировочные мазки, а кое-где повреждение затронуло даже грунт. Больше всего была обезображена голова Данаи и занавес над ложем, пострадала и фигура в области живота, бёдер и рук, а также лицо и руки служанки на заднем плане. Реставрация картины длилась 12 лет. Чтобы оставить максимум подлинной живописи, было решено не реконструировать всё заново, а использовать тонирование. «Даная» вернулась в Эрмитаж в 1997 году. 

«Возвращение блудного сына»

Эту монументальную картину Рембрандт написал предположительно в 1668 году, в поздний период творчества. В Эрмитаже она оказалась в 1766 году вместе с другими предметами искусства из собрания парижского герцога де Кадруса Андре д’Ансезена. Приобретению поспособствовал сам князь Дмитрий Голицын. В основу положен известный библейский сюжет о юноше, который из собственного эгоизма ушёл из отчего дома, прожигал на чужбине свою жизнь и в результате оказался на самом дне общества. Вернувшись к отцу и искренне раскаявшись, он увидел, что родитель от всей души его простил. Позади в тени видны фигуры. Можно подумать, что это члены семьи сына и отца или их соседи. В Библии они недоумевали, как может отец радоваться возвращению неблагодарного юноши, да ещё и устраивать в честь этого пир. Однако, проанализировав гравюру XVI века, искусствоведы пришли к выводу, что эти фигуры — аллегорические образы Любви, Надежды, Правды и Покаяния.  

Тема искупления приобретает в творчестве голландского гения особое место накануне ухода из жизни в 1669 году. В это время художник находился в тяжёлом экономическом положении, в 1656 году его даже объявили банкротом. Затем в 1663 году умирает третья возлюбленная Рембрандта Хендрикье, а в 1668 году — сын Титус от любимой жены Саскии. Немолодой и тяжело больной, Рембрандт находился в непростом душевном состоянии, но продолжал работать, создав один из своих величайших шедевров.

«Жертвоприношение Авраама»

Эта картина — первая, которую видит посетитель зала Рембрандта, заходя в него с Советской лестницы. Она попала в Эрмитаж в 1779 году из коллекции английского премьер-министра Роберта Уолпола. В основе также лежит сюжет из Библии, когда почтенный патриарх Авраам должен был принести своего сына в жертву Богу. Как верный служитель Господа, хоть и со слезами и горечью, Авраам был готов совершить жертвоприношение. В последний момент рука Бога повелела ему этого не делать. Патетика и накал страстей на полотне чрезвычайно высок. Это достигается в том числе благодаря использованию традиций экспрессивного стиля барокко, подчас избыточного в передаче эмоций.

Дата написания картины — 1635 год. Тогда умер первый сын Рембрандта и его любимой Саскии. Возможно, эта трагедия стала толчком к выбору именно такого сюжета для создания полотна.

«Святое семейство»

Картина оказалась в Эрмитаже вместе с «Данаей» из коллекции Кроза. Святое семейство — распространённый сюжет картин на новозаветную тематику. Написанное в 1645 году полотно Рембрандта считается одним из лучших. На холсте запечатлены Дева Мария и её муж Иосиф, а также младенец Иисус в колыбели. Но помимо самого семейства в левом верхнем углу изображены ангелы, спускающиеся с небес в луче света. Это типичные барочные ангелы, выглядящие как пухлые младенцы-амуры на белоснежных крыльях, что ещё раз говорит о любви Рембрандта к стилю барокко. Один из них словно застыл, крестообразно раскинув руки. Очевидно, это отсылка к будущему, которое ждёт младенца Христа. Есть на картине ещё одна символическая деталь. Иосиф-плотник занят изготовлением ярма, а в Писании сказано, что грядёт Мессия, который освободит народы от ярма, тяготеющего над ними. При этом быт семейства — исключительно голландский. Иосиф и Мария одеты в типичные одежды того времени, под ногами Девы — грелка, поскольку климат в Северной Европе нежаркий, а плетёная корзина, где спит младенец, соответствует детским корзинам, которые тогда использовались.

Коллекцией картин Рембрандта Эрмитаж может по праву гордиться, ведь это едва ли не самое выдающееся собрание его шедевров самых разных периодов жизни. На полотнах великого голландского художника мы встречаем не только известные мифологические и религиозные сюжеты. Из них мы можем узнать о быте Голландии той поры, а также о семейной жизни автора.