Лоджии Рафаэля в Эрмитаже

Лоджии Рафаэля в Эрмитаже — уникальный пример создания точной копии произведения искусства, фактически не уступающего по своей красоте и искусности оригиналу. Чтобы увидеть уникальный комплекс росписей на библейскую тематику и орнаментальных сюжетов, необязательно ехать в Ватикан.

Где находится

Лоджии Рафаэля расположены на втором этаже Нового Эрмитажа под номером 227. Добраться туда от главного входа в Зимний дворец и парадной Иорданской лестницы, откуда начинаются все экскурсии, не так уж быстро, но экспозиция музея стоит потраченного времени. Вам необходимо сначала попасть в зал № 207, где выставлено искусство итальянского Возрождения с XIII по XV век. 

Вы можете выбрать и более короткий путь, после Фельдмаршальского зала отправившись посмотреть экспозицию древнерусской иконописи, затем через Павильонный зал прийти к Советской лестнице, а оттуда — прямо в Лоджии Рафаэля

Фото с экскурсии «Экскурсия по Эрмитажу в мини-группе»

Но более интересный и красочный путь — через Парадную анфиладу залов. Вы увидите Гербовый и Петровский залы, Галерею Отечественной войны 1812 года, Большой Тронный зал, Аполлонов зал, Романовскую галерею искусства Западной Европы. И, наконец, окажетесь в Павильонном зале, откуда через Советскую лестницу придёте в 207-й зал.

Осмотрев залы, посвящённые искусству Италии (№ 207-213), в том числе два зала Леонардо да Винчи, вы окажетесь в зале итальянского ренессансного искусства XVI века. По-другому он называется залом маньеризма. Отсюда вам нужно пройти в Северный кабинет через зал контроля Эрмитажного театра — и вот, вы в Лоджиях Рафаэля.

История появления лоджий Рафаэля

Лоджии Рафаэля обязаны своим появлением в Эрмитаже болезни Екатерины II. Осенью 1778 года она очень сильно простудилась и, будучи в отвратительном расположении духа, решила полистать альбомы по искусству и раскрашенные гравюры. Императрица обратила внимание на изображения Лоджий Рафаэля — росписей во дворце в Ватикане, сделанных великим живописцем и его учениками. Они до того понравились ей, что она повелела скопировать эти росписи и создать здесь, во дворце, точную копию Лоджий. К работам надлежало приступить немедленно.

Проект здания поручили итальянцу Джакомо Кваренги. Он предусмотрел для них специальный корпус вдоль Зимней Канавки. Размеры Лоджий идентичны образцу. В длину они составляют 65 метров, в высоту — 8.

Лоджии Рафаэля в Ватикане. Фото: François Halard

Изображения ватиканских Лоджий копировала группа художников под руководством австрийца Кристофера Унтербергера. Когда копии привезли в Зимний дворец, оказалось, что их размеры не полностью соответствуют отведённым под них пространствам в галерее. Пришлось перестраиваться: менять ширину опорных столбов и параметры оконных проёмов.

Копии прибывали из Италии по морю всё новыми и новыми рейсами. Их размещали в течение двух лет, с 1785 по 1787 год. Работы были окончены в 1792 году: задержка вызвана Русско-турецкой войной и русско-шведской кампанией.

Несоответствие копий оригиналу

Прежде всего, эрмитажные Лоджии отличает от ватиканских то, что изображения здесь написаны темперой на холстах, а в Ватикане это фрески. Копии нужно было доставить в Санкт-Петербург — а значит, написать их на холстах было самым оптимальным вариантом. В Риме часть убранства была выполнена из искусственного мрамора. В Эрмитаже рельеф сымитировали росписью в технике гризайль. Проёмы, выходящие на улицу, в Лоджиях Рафаэля в Эрмитаже сразу же застеклили. Иначе в холодном климате Санкт-Петербурга поступить было нельзя.

С сюжетной точки зрения некоторые Лоджии также отличаются от ватиканских. На месте герба Папы Римского Льва X — вензель императрицы Екатерины II и двуглавый орёл. Вместо герба семейства Медичи — портрет Рафаэля.

Перестройка корпуса лоджий

Из-за строительства Нового Эрмитажа с 1842 по 1852 годы архитектору Лео фон Кленце нужно было перестроить Лоджии Рафаэля. Восточный фасад галереи с Лоджиями должен был войти в структуру нового здания. Холсты с изображениями и паркет аккуратно сняли, прежде чем приступить к строительным работам. В результате размеры Лоджий остались такими же, но холсты при повторной установке сдвинулись на 10 с половиной метров. Всё из-за появления двух кабинетов по краям, Северного и Южного. Важным требованием было неукоснительно повторить все росписи в первозданном виде. С этой задачей мастера под руководством Кленце успешно справились. 

Как организованы лоджии и описание фресок 

Лоджии Рафаэля делятся на 13 равных перекрытых сводами частей, отделённых друг от друга арками. В каждом из сводов изображены четыре композиции на сюжеты из Священного Писания. Всего их 52: 48 — из Ветхого Завета, четыре — из Нового. На внутренней стене у зеркал можно увидеть большие росписи, напоминающие бронзовые рельефы, выполненные в технике гризайль с 10 сюжетами из Библии.

Помимо библейских сюжетов, большая часть стен галереи украшена гротесками — орнаментальными росписями. Эти композиции названы так потому, что впервые их нашли в древнеримских «гротах» — подземных залах дворца императора Нерона. Гротескам Лоджий Рафаэля свойственно органичное смешение мотивов — растительных узоров, изображений животных, сюжетов античной мифологии. Орнаментальные росписи темперой по штукатурке в Северном и Южном кабинетах напоминают гротески в основной части Лоджий Рафаэля.

Хотя изображения в Лоджиях Рафаэля в Эрмитаже и не написал сам Рафаэль, они выступают настоящим украшением всего музейного комплекса. Лоджии обладают уникальной историей, которой могут похвастаться немногие объекты искусства.