Для культурного человека немыслимо побывать в Санкт-Петербурге и не посетить Эрмитаж. Но огромный музей — второй по величине в мире после Лувра — физически невозможно осмотреть ни за один, ни за два раза. Чтобы увидеть все 3 миллиона экспонатов, потребуется несколько лет. К счастью для посетителей, сотрудники музея разработали маршруты по Эрмитажу, объединив в экскурсию наиболее интересные для посещения залы. Рассказываем, чем они отличаются и какой лучше выбрать.
- Чем отличаются маршруты
- Маршрут 1
- Петровский зал
- Гербовый зал
- Георгиевский зал
- Павильонный зал
- Лоджии Рафаэля
- Зал Рубенса
- Зал Рембрандта
- Зал Диониса
- Искусство Древнего Египта
- Маршрут 2
- Концертный зал
- Малахитовый зал
- Гостиная Зимнего дворца
- Библиотека Николая II
- Арапский зал
- Ротонда
- Комнаты императрицы Марии Александровны
- Пикетный зал
- Александровский зал
- Большая церковь Зимнего дворца
- Какой маршрут выбрать?
- Главное
Чем отличаются маршруты
До пандемии коронавируса билеты в Эрмитаж продавали без разграничения маршрутов. Посетители могли осматривать любые залы в произвольной последовательности, а за продолжительностью пребывания в музее никто не следил. Пандемия внесла коррективы: чтобы разделить потоки гостей и избежать большого скопления людей, администрация музея разработала два маршрута перемещения по залам Главного музейного комплекса и один — по Главному штабу. Длительность пребывания ограничили двумя часами, а продажу билетов на один сеанс сократили до 100 штук.
Посетители, впервые попавшие в Эрмитаж, предпочитают в первую очередь осмотреть Главный музейный комплекс — самые популярные экспозиции находятся именно там. Поэтому стоит начать с маршрута 1 или маршрута 2. Главный штаб со знаменитой выставкой картин импрессионистов можно посетить в следующий раз.
Главный музейный комплекс включает в себя Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж, Эрмитажный театр и Новый Эрмитаж. Их связывают между собой переходы, так что можно перемещаться внутри комплекса.
![](https://hermitage-ticket.ru/wp-content/uploads/2022/09/small-01-4-1024x682.jpg)
Маршрут следует выбрать заранее, при покупке билета. Войдя в Эрмитаж с Дворцовой площади, вы попадёте во внутренний двор, где увидите указатели, которые направят вас к нужной двери. Вход на маршрут 1 расположен с правой, на маршрут 2 — с левой стороны.
Оба маршрута включают в себя ценные экспозиции Главного комплекса и во многом совпадают. Основное различие между экскурсиями заключается в порядке посещения залов. Это важно, потому что даже в пределах одного маршрута трудно осмотреть всё сразу — лучше в самом начале увидеть то, что вам больше всего интересно.
Есть и некоторые отличия в перечне доступных экспозиций. Например, в первый маршрут не входят Малахитовая гостиная, многочисленные залы культуры народов Азии. Но если в период действия строгих противоэпидемических мер посетители не могли переходить с одного маршрута на другой, то с 1 сентября 2021 года эти ограничения сняты. При желании вы можете осматривать любые залы, а маршрутизация — это просто удобный план посещения музея.
![](https://hermitage-ticket.ru/wp-content/uploads/2022/09/small-02-3-1024x683.jpg)
Маршрут 1
Это традиционный маршрут, по которому проводили экскурсии ещё до пандемии. Он оптимален для ценителей классического искусства — античной скульптуры, произведений западноевропейских мастеров живописи.
Вход на первый маршрут находится со стороны Иорданской лестницы. Поднявшись по ней на второй этаж, посетитель попадает в парадные помещения Зимнего дворца, затем знакомится с выставками Старого и Нового Эрмитажа. Остановимся на самых значимых экспозициях.
![](https://hermitage-ticket.ru/wp-content/uploads/2022/09/small-03-3.jpg)
Петровский зал
В этом зале, который иначе называется Малым тронным, императоры проводили небольшие приёмы. Убранство помещения разработано в 1833 году французским архитектором О. Монферраном. Зал посвящён Петру I. В центральной нише расположен серебряный позолоченный трон, правда, изготовленный уже после смерти императора. На стене над тронным местом — масштабное живописное полотно работы итальянского мастера Я. Амигони, изображающее Петра I с богиней мудрости Минервой. Также здесь находятся картины, запечатлевшие сцены сражений Северной войны с участием императора. Стены помещения отделаны красным бархатом, декорированы белыми мраморными панелями и бархатными, расшитыми серебром панно.
![](https://hermitage-ticket.ru/wp-content/uploads/2022/09/small-04-4-1024x684.jpg)
Гербовый зал
Одно из самых больших и величественных парадных помещений Эрмитажа. Во времена Екатерины II здесь устраивали балы, в правление её преемника Павла I — траурные церемонии, а при Николае I зал стал местом проведения официальных императорских приёмов. Интерьер, разработанный по проекту архитектора В. П. Стасова, призван прославлять могущество Российской империи. В оформлении зала преобладает позолота. Массивные колонны, чередующиеся с французскими окнами, придают помещению величественный облик. При входе установлена скульптурная группа, изображающая русских витязей. На позолоченных люстрах расположены гербы российских губерний.
![](https://hermitage-ticket.ru/wp-content/uploads/2022/09/small-05-3-1024x684.jpg)
Георгиевский зал
Георгиевский зал, также называемый Большим тронным, приобрёл современный облик в 1841 году. Отделка выполнена из белого каррарского мрамора, по периметру установлены парные колонны. В центре — тронное место, над которым располагается барельеф с изображением Георгия Победоносца. Императорский трон был изготовлен в Лондоне для Анны Иоанновны в 1732 году. Золочёный орнамент потолка перекликается с рисунком наборного паркета, составленного из 16 пород дерева. Двусветное пространство, сочетание белого с золотым и пурпурным придают помещению монументальный и торжественный вид.
![](https://hermitage-ticket.ru/wp-content/uploads/2022/09/small-06-3-1024x680.jpg)
Павильонный зал
Созданный в середине XIX века А. И. Штакеншнейдером, этот зал Малого Эрмитажа поражает причудливой архитектурой с обилием деталей. В облике помещения соединились черты эстетики Запада и Востока. Автор проекта совместил ранее расположенные здесь центральный зал, кабинеты, зимний сад и столовую. Просторное помещение состоит из двух ярусов с аркадами, соединённых беломраморной лестницей. Интерьер украшен золочёной лепниной, зеркалами с орнаментом, четырьмя стенными фонтанами и напольной мозаикой — копией той, что была найдена при раскопках древнеримских терм. Часть экспозиции — висячий сад, вынесенный в застеклённую оранжерею. В Павильонном зале посетители могут увидеть знаменитые часы «Павлин».
![](https://hermitage-ticket.ru/wp-content/uploads/2022/09/small-07-4-1024x576.jpg)
Лоджии Рафаэля
Галерея с копиями фресок Рафаэля из Ватикана создана в 1792 году по заказу Екатерины II. Архитектор Дж. Кваренги разместил её в отдельном здании, пристроенном к Старому Эрмитажу. Сооружение копирует Лоджии Рафаэля в Папском дворце в Ватикане (есть лишь незначительные отличия от оригинала). Галерея состоит из равных по величине отсеков, образованных полукруглыми арками. На потолке каждой лоджии — копии рафаэлевских фресок на библейские темы. Стены расписаны «гротесками» — причудливым орнаментом из цветов, листьев, человеческих лиц, фантастических существ, который повторяет роспись в Ватикане.
Сами копии фресок выполнены на холсте. В течение нескольких лет над ними трудилась группа художников под руководством Х. Унтербергера.
![](https://hermitage-ticket.ru/wp-content/uploads/2022/09/small-08-3-1024x909.jpg)
Зал Рубенса
Этот зал Эрмитажа полностью посвящён искусству фламандского живописца Рубенса. Внушительная коллекция включает около 40 работ. Среди них такие известные полотна, как «Персей и Андромеда», «Союз Земли и Воды», «Вакх», «Снятие с креста», «Портрет камеристки инфанты Изабеллы». Кроме картин, в собрании представлены эскизы, выполненные рукой Рубенса.
![](https://hermitage-ticket.ru/wp-content/uploads/2022/09/small-09-3-1024x570.jpg)
Зал Рембрандта
Зал отведён под коллекцию Рембрандта — одну из крупнейших в мире. В собрании Эрмитажа представлены произведения всех периодов творчества художника: «Флора», «Жертвоприношение Авраама», «Снятие с креста», «Даная», «Давид и Ионафан», «Возвращение блудного сына». Большую часть работ из коллекции приобрела Екатерина II.
![](https://hermitage-ticket.ru/wp-content/uploads/2022/09/small-10-3-1024x633.jpg)
Зал Диониса
Зал 109, который находится на первом этаже Нового Эрмитажа, посвящён скульптуре Античности. Название ему дано в честь одного из предметов экспозиции — крупной статуи Диониса. Ещё один прославленный шедевр этой коллекции — Венера Таврическая, созданная во II век до н. э. Статуя изображает купающуюся богиню в человеческий рост (167 см). Эту скульптуру в 1719 году подарил Петру I папа Климент XI. Изначально Венера украшала Летний сад, впоследствии — сад Таврического дворца (этим объясняется название).
С античной скульптурой также можно познакомиться в залах Юпитера и Геракла (107 и 114 соответственно).
![](https://hermitage-ticket.ru/wp-content/uploads/2022/09/small-11-1024x769.jpg)
Искусство Древнего Египта
Выставка предметов древнеегипетского искусства и культуры размещается в трёх залах, расположенных на первом этаже Зимнего дворца. Экспозиция открылась в 1940 году по инициативе главного архитектора Эрмитажа А. В. Сивкова. Начало выставке положила коллекция артефактов, собранная русским учёным В. Г. Боком в конце XIX века. Сегодня в египетских залах Эрмитажа можно увидеть свидетельства разных этапов развития древней цивилизации: монеты, папирусы, предметы обихода, произведения искусства, фрагменты настенного рельефа гробниц, саркофаги. Один из самых интересных экспонатов коллекции — мумия жреца Па-ди-иста, возраст которой насчитывает около 3000 лет.
![](https://hermitage-ticket.ru/wp-content/uploads/2022/09/small-12-1-1024x728.jpg)
Маршрут 2
Второй маршрут длиннее и сложнее первого. Значительная часть его проходит по многочисленным лестницам Эрмитажа, лифты предусмотрены не везде. Это следует учесть тем, кому трудно много передвигаться пешком.
Маршрут начинается от Церковной лестницы, расположенной в левом крыле Зимнего дворца. Поднявшись по ней, вы сможете пройти в личные императорские покои — комнаты и залы, где члены царской семьи жили с 1840 года. Далее от Салтыковской лестницы схема маршрута разветвляется: можно подняться на третий этаж и познакомиться с искусством Азии, пойти в залы русской культуры XVIII века, осмотреть экспозиции, посвящённые искусству Великобритании и Франции. Все направления сходятся в Александровском зале. Отсюда маршрут ведёт в парадные помещения Зимнего дворца, к экспозициям искусства Античности, европейского Средневековья и Возрождения.
Расскажем кратко о некоторых особенно значимых объектах на карте второго маршрута.
![](https://hermitage-ticket.ru/wp-content/uploads/2022/09/small-13.jpg)
Концертный зал
Созданный по замыслу В. П. Стасова, зал представляет собой образец классицистического стиля. Стены отделаны искусственным белым мрамором. Над карнизом, поддерживаемым парными колоннами, расположены статуи муз. Главный экспонат зала — выполненное из серебра надгробие Александра Невского, признанный шедевр русского искусства XVIII века.
![](https://hermitage-ticket.ru/wp-content/uploads/2022/09/small-14-1-1024x576.jpg)
Малахитовый зал
Здесь находилась парадная гостиная Александры Фёдоровны, жены Николая I. Идея оформления интерьера принадлежит архитектору А. П. Брюллову. В отделке использовано более двух тонн малахита. Декор колонн и каминов исполнен в технике русской мозаики: тонкие пластинки поделочного камня закреплены на основании, стыки заполнены малахитовой крошкой и отшлифованы. Роскошь убранства гостиной подчёркивается позолоченным орнаментом потолка и тёмно-красными драпировками. Мебель изготовлена по эскизам О. Монферрана. В зале также выставлена коллекция малахитовых изделий работы русских мастеров.
![](https://hermitage-ticket.ru/wp-content/uploads/2022/09/small-15-1-1024x576.jpg)
Гостиная Зимнего дворца
Эта гостиная тоже относится к покоям императрицы Александры Фёдоровны. К сожалению, интерьер, оформленный в 1840-е годы по проекту А. И. Штакеншнейдера, не сохранился. Сейчас гостиная отделана в стиле ампир. Мебель изготовлена в 1805-1806 годы по рисункам архитектора Луиджи Руска. Обивка гарнитура, настенные шпалеры, напольный ковёр и экран камина созданы мастерами Императорской шпалерной мануфактуры.
![](https://hermitage-ticket.ru/wp-content/uploads/2022/09/small-16-1-1024x705.jpg)
Библиотека Николая II
Внутреннее убранство библиотеки разработано в 1985 году придворным архитектором А. Ф. Красовским. Помещение оформлено в стиле английской готики. В отделке использованы ореховое дерево и тиснёная кожа. Книжные шкафы установлены вдоль стен в два яруса. На балкон ведёт резная деревянная лестница. Обращает на себя внимание камин из белого мрамора, украшенный символами правящей династии.
![](https://hermitage-ticket.ru/wp-content/uploads/2022/09/small-17-1-1024x748.jpg)
Арапский зал
Во времена Романовых здесь находилась столовая, где императорская семья проводила обеды в своём кругу или с гостями. Оригинальным названием зал обязан темнокожим слугам, которых называли арапами или эфиопами. Во время мероприятий они стояли у дверей столовой, открывали и закрывали их.
Интерьер столовой реконструировали после пожара 1837 года по проекту А. П. Брюллова. Зал оформлен в стиле неоклассики. Рифлёные дорические колонны поддерживают свод потолка, декорированного лепными элементами. Из мебели здесь были только стулья; стол вносили, когда семья собиралась обедать, а затем убирали.
![](https://hermitage-ticket.ru/wp-content/uploads/2022/09/small-18-1-1024x576.jpg)
Ротонда
Круглое помещение, разработанное архитектором О. Монферраном в 1830-е годы, было призвано соединять парадные залы дворца с жилыми покоями императорской семьи. После пожара 1837 года А. П. Брюллов восстановил убранство ротонды с небольшими изменениями. К первоначальному проекту добавилась галерея под куполом.
![](https://hermitage-ticket.ru/wp-content/uploads/2022/09/small-19-1-1024x576.jpg)
Комнаты императрицы Марии Александровны
Личные покои супруги Александра II Марии Александровны состоят из 8 комнат, расположенных анфиладой. Императрице принадлежали туалетная, ванная, спальня, будуар, Малиновый кабинет, Золотая гостиная, Белый зал и Зелёная столовая. Убранство некоторых комнат сохранилось в изначальном виде до наших дней.
Пикетный зал
Специальный зал для развода пикета (дворцового караула) появился в Эрмитаже после пожара 1837 года. Интерьер, спроектированный В. П. Стасовым, отличается строгостью и торжественностью. Стены отделаны барельефами на военную тему: изображениями доспехов, оружия, батальных сцен. Тот же стиль сохраняется в оформлении потолка.
![](https://hermitage-ticket.ru/wp-content/uploads/2022/09/small-20-1024x768.jpg)
Александровский зал
Как и многие другие помещения Эрмитажа, Александровский зал создан в результате перестройки дворца, пострадавшего от пожара. Замысел архитектора А. П. Брюллова заключался в том, чтобы увековечить память о событиях Отечественной войны 1812 года и об императоре Александре I. В оформлении зала сочетаются детали ампира, готики и древнерусской стилистики. Фриз украшен увеличенными копиями медальонов скульптора Ф. П. Толстого, которые в аллегорической форме изображают сцены войны с Наполеоном и походов русской армии 1813-1814 годов.
В зале проходит экспозиция художественных изделий из серебра работы западноевропейских мастеров.
![](https://hermitage-ticket.ru/wp-content/uploads/2022/09/small-21-1024x576.jpg)
Большая церковь Зимнего дворца
В Большой церкви проходили таинства крещения, венчания членов царской фамилии, богослужения по поводу православных праздников. Первоначальный интерьер в стиле барокко, пострадавший от пожара, был полностью восстановлен. Церковь можно осмотреть из примыкающего к ней зала, не заходя внутрь.
![](https://hermitage-ticket.ru/wp-content/uploads/2022/09/small-22-1024x683.jpg)
Какой маршрут выбрать?
На этот вопрос нет однозначного ответа: выбор зависит от личных предпочтений. Маршрут 1 идеален для тех, кто в большей степени интересуется классическим искусством: картины мастеров Высокого Возрождения и памятники Античности вы увидите в начале пути, когда ещё будете полны сил. Если же вас привлекает культура Азии, имеет смысл выбрать второй маршрут.
Тем, кто ни разу не был в Эрмитаже и имеет слабое представление об экспозициях музея, советуем начать с классического первого маршрута, а второй оставить для следующего посещения, когда захочется увидеть что-то новое.
![](https://hermitage-ticket.ru/wp-content/uploads/2022/09/small-23-1024x671.jpg)
Главное
- Эрмитаж — второй по величине художественный музей мира, который содержит более 3 миллионов экспонатов.
- В период пандемии администрация музея ввела новые правила посещения, в том числе передвижение по маршрутам.
- В Главном музейном комплексе Эрмитажа действуют два маршрута, которые отличаются друг от друга перечнем доступных залов и порядком их посещения.
- Маршрут 1 считается традиционным и включает самые известные экспозиции.
- Маршрут 2 — расширенный: в него входят залы, которых нет в первом маршруте.