Главные залы Эрмитажа

Средоточие мировой и многовековой культуры, Эрмитаж привлекает туристов и ценителей искусства со всех уголков Земли. Музейный комплекс можно исследовать бесконечно. К сожалению, посетителям всегда приходится делать выбор — насладиться всеми выставками Эрмитажа за один день невозможно. Специалисты выяснили: если задерживаться у каждого экспоната на 60 секунд, потребуется, по разным оценкам, от 6 до 13 лет на осмотр всех экспозиций. Поговорим о самых интересных и востребованных залах Эрмитажа.

Сколько всего залов в Эрмитаже

Музейный комплекс состоит из 365 залов, однако в разные сезоны часть помещений может находиться на реставрации или пустовать из-за переноса временных выставок. Количество представленных экспонатов — более 3 млн единиц.

Эрмитаж в Санкт-Петербурге — центр притяжения туристов, художников и учёных. Посетители могут найти в здесь экспозиции на любой вкус: от античных и египетских холлов до выставок авангардного искусства. 

Купить билет и выбрать наиболее подходящую экскурсию можно на сайте tripster.ru. Доступны десятки индивидуальных и групповых программ посещения петербургского музея.

Главные залы Зимнего дворца

С Дворцовой площади — главной в Санкт-Петербурге — открывается вид на Зимний дворец. Здесь обычно начинают осмотр экспозиций. Между этажами вы будете перемещаться по Иорданской лестнице.

В 1754 году императрица Елизавета Петровна поручила знаменитому архитектору Франческо Растрелли спроектировать новую царскую резиденцию, а парадный вход в апартаменты сделать таким, чтобы он по красоте и величию затмил европейские монаршие дома. В результате появилась широкая лестница, занимающая почти всю высоту 22 метрового здания. Пребывающие заграничные дипломаты и послы следовали по ней на аудиенцию к императору — отсюда и второе название лестницы (Посольская).

В 1837 году здание дворца пострадало от пожара, и Николай I приказал восстановить первоначальный облик Иорданской лестницы. Архитектор Василий Стасов позаботился о сохранении внутреннего убранства, но заменил материалы и некоторые статуи.

Иорданская лестница

Большой тронный зал

Георгиевский, или Большой тронный, зал — главное церемониальное помещение дворца. Здесь российские правители давали балы, проводили обеды, принимали послов и монарших особ. 

Строительством зала руководил архитектор Джакомо Кваренги. Отделка была выполнена из позолоты и мрамора четырёх цветов, потолок украшал яркий плафон.

Как и другие залы, Георгиевский тоже был уничтожен огнём. Реставрацией после пожара занимались Василий Стасов и итальянские мастера. В оформлении появился белый каррарский мрамор, декор стен сделали из малахита, яшмы, лазурита.

Паркетный пол выполнен из древесины 16 ценных пород, рисунки на нём симметричны потолочной отделке, за исключением фигур орлов. Тронную зону выделяют колонны по обе стороны, а потолок украшен изысканными люстрами.

В зале располагается оригинальный трон XVIII века, сделанный для Анны Иоанновны. Зону возле трона обрамляют выступ и балдахин малинового цвета.

Белый зал

Во времена Российской империи здесь проводили балы и парады. В Белом зале должно было состояться торжество по случаю женитьбы императора Александра II.

Выполненное в стилистике позднего ампира, помещение разделено на три зоны с арочными проёмами, основное убранство находится в средней части. В ней располагаются коринфские колонны и фигуры античных богов. В боковых зонах представлены уникальные сюжеты — младенцы, которые занимаются учёбой, охотой, игрой, земледелием.

Сейчас в Белом зале экспонируются работы французских живописцев XVIII века, коллекционные фарфоровые изделия и мебель эпохи правления Екатерины II.

Фельдмаршальский зал

Зал, посвящённый российской воинской славе — здесь висели ростовые портреты военачальников русской армии. У этого зала печальная слава — именно здесь в 1837 году начался пожар, уничтоживший Зимний дворец. Отреставрированное помещение расписано в технике гризайль — разными градациями одного тона, стены украшены изображениями наград и лавровых венков. Зал дополняют тяжёлые бронзовые люстры, отделанные золотом

В экспозиции — портреты великих фельдмаршалов и русский фарфор XIX века.

Малый тронный зал

Построен в честь Петра I, отсюда и второе название холла — Петровский. Над проектом работал архитектор Огюст Монферран в 1833 году. Николай I распорядился закончить работы в несколько месяцев, поэтому некоторые конструкции, сделанные наспех из дерева, были безвозвратно утрачены в пожаре 1837 года.

Декор зала выполнен из пунцового лионского бархата и серебра. В центре располагается портрет самого Петра с фигурой славянской богини Славы, на стенах — двуглавые орлы, вензеля и царская корона. Под изображением Петра располагается трон, который, однако, принадлежал другому монарху — Анне Иоанновне. Полотна в зале рассказывают о сражениях Северной войны и доблести первого императора России.

Гербовый зал

Как и другие крупные холлы, Гербовый зал изначально предназначался для торжеств. Екатерина II использовала его как место для маскарадов и балов, Павел I организовывал прощание с умершими родителями. В 1825 году в зале служили панихиду по усопшему Александру I.

В 1839 году Николай I поручил Василию Стасову подготовить новый проект уничтоженного пожаром зала. Светлое величественное помещение — именно таким его знают современные посетители Эрмитажа — декорировано позолоченными колоннами, скульптурными группами защитников Древней Руси и массивными бронзовыми люстрами с позолотой. На стенах — гербы российских губерний, а в центре — широкая чаша, выполненная из авантюрина.

Александровский зал

Этот мемориальный холл Николай I поручил создать в честь своего предшественника и брата Александра I, а именно — его победных сражений с армией Наполеона. Над проектом работал архитектор Александр Брюллов. Сводчатый потолок держится на тонких колоннах, стены же декорированы лепниной с военными событиями 1812 года, перемежающимися с символами Славы. Среди основных эпизодов в декоре — Бородино, Народное ополчение, завоевание Парижа.

В зале экспонируются серебряные изделия западноевропейских мастеров XVI–XIX веков.

Малахитовая гостиная

В прошлом — парадная гостиная супруги императора Николая I Александры Фёдоровны. Царская семья собиралась здесь для торжественных завтраков и открытия церемониальных шествий для официальных приёмов.

До пожара отделка зала была выполнена из яшмы, но затем Александр Брюллов заменил её на малахитовые покрытия в технике русской мозаики. При этом стены зала выполнены из мрамора, потолок имеет позолоту и повторяет рисунок на полу. Малахитовые покрытия можно увидеть на колоннах, камине и предметах мебели — столешнице, вазонах, тумбах.

Роспись на стене изображает день и ночь, в центре располагается фигура Поэзии. Антонио Виги во время реконструкции в точности восстановил исходную композицию.

Будуар Марии Александровны

Покои супруги Александра II изначально были выполнены в холодных синих оттенках, имели потайную дверь со скрытым проходом в комнаты. В помещении располагались картины и книги императрицы.

Позже архитектор Гаральд Боссе спроектировал интерьер в стиле рококо с позолоченными растительными орнаментами, малиновыми стенами и мебелью. Стены украшены фигурами кариатид и зеркалами. Интерьер будуара сохранился до наших дней практически в первозданном виде.

Золотая гостиная Марии Александровны

Помещение работы Александра Брюллова предназначалось для небольших балов и приёмов российской императрицы. Стены и потолок отделаны мрамором, позолоченными резьбой и орнаментами. Стиль сводчатого потолка — старомосковский, с него свисают массивные хрустальные люстры.

По периметру гостиной выставлены пирамидообразные витрины, в экспозиции — ювелирные изделия, камнерезное искусство и фарфор Императорского завода.

Николаевский зал

Это самая большая комната Эрмитажа. Зал выглядит строгим и торжественным за счёт отделки из белого мрамора и минимального декора — коринфских капителей на массивных колоннах, резьбы, позолоты на люстрах.

Своё название холл получил в честь Николая I, портрет которого был помещён на торцевой стене по приказу его сына и преемника Александра II. 

В период Первой мировой войны в 1915 году в помещении организовали госпиталь — в стенах бывшего дворца стояли кровати с ранеными. Сейчас в Николаевском зале проходят временные выставки.

Залы Большого Эрмитажа

Помещения Большого Эрмитажа отведены под шедевры мастеров итальянского искусства — от Римской империи до XVI века. Вы увидите зал Юпитера со статуями богов и мраморными саркофагами, работы флорентийских скульпторов и живописцев, творения известнейших представителей эпохи Возрождения. В нашем обзоре — самые популярные залы.

Зал Тициана

Один из виднейших представителей Венецианской школы живописи, Тициан, воплотил в своих полотнах библейские и мифологические мотивы. В Эрмитаже хранятся оригинальные картины живописца — «Даная», «Кающаяся Мария Магдалина» и «Мученик III века Святой Себастьян».

Самая известная работа итальянского мастера — «Даная». По сюжету мифа, правитель греческого Аргоса Акрисий обрёк свою дочь Данаю на безбрачие, заточив в башню. Он желал избежать своей судьбы — предсказание оракула гласило, что царя свергнет его внук. Однако верховный бог Зевс был пленён красотой Данаи и проник в башню, обратившись в золотой дождь. Связь бога и царской дочери привела к рождению героя Персея.

На полотне Тициана героиня лежит в сладострастном положении и смотрит на очертания лица Зевса в облаке, а её старуха-служанка пытается поймать золотые монеты в свой фартук. Алчность и уродство старухи контрастирует с красотой Данаи, которой суждено родить великого героя Аргоса. Несмотря на выраженный эротизм, художники отводят Данае роль предтечи Девы Марии. 

Зал Леонардо да Винчи

Из 14 сохранившихся картин да Винчи в Эрмитаже представлены две: «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта». Оба полотна — аллегории на Богородицу, выполненные в стилистике картин Возрождения с некоторыми отличиями от канонов.

Так, Мадонна на первом полотне изображена в естественной позе, с неидеальными внешними чертами. Мать играет с младенцем, её причёска и одежда соответствуют моде времён да Винчи. Она беззаботна, в то время как взгляд младенца сосредоточен на крестоцвете — символе грядущих страданий. Лишь нимбы над головами персонажей отличают их от обычных флорентийцев.

Залы Нового Эрмитажа

В здании Нового Эрмитажа располагаются выставки античной, египетской и европейской культуры, а также этнографические экспозиции. 

Античное искусство

Памятникам греческой и римской культуры посвящены более 130 залов Эрмитажа. Здесь располагаются статуи античных богов и персонажей эллинской и римской мифологий, амфоры и вазы, фрагменты античных двориков, коллекция камней и предметов обихода. 

Например, в Новом Эрмитаже хранится гигантская статуя бога Юпитера, а один из залов целиком посвящён покровителю виноделия Дионису.

Искусство Древнего Египта

Экспонаты египетских залов расскажут о культуре Среднего царства — от зарождения до падения. На экспозициях представлены изваяния, саркофаги, мумии, священные письмена, предметы быта и ювелирного мастерства.

Из наиболее ценных экспонатов — фрагменты из Книги Мёртвых, статуи фараона Аменемхета III, Клеопатры VII и богини Сехмет с женским телом и головой львицы. Этот зал не обошли стороной поверья — по рассказам сотрудников музея, перед трагическими событиями на коленях статуи Сехмет появляется красный налёт, напоминающий кровь.

Малый и Большой Итальянский просветы

Малый просвет состоит из 29 отделений и представляет собой галерею итальянских живописцев XIII–XVIII вв. Рядом с ним располагается Малый Испанский просвет с полотнами известнейших художников. В музее хранятся работы Веласкеса, Караваджо, Карраччи, Веронезе, Гойи.

В Большом просвете выставлены декор, предметы мебели, сосуды и другие антикварные объекты.

Рыцарский зал

В музее хранится около 15 тысяч экспонатов вооружения и обмундирования. Представлены огнестрельное и холодное оружие, приспособления для военных сражений, турниров и охоты, обороны и наступления, доспехи разных эпох.

Посетителей встречают фигуры всадников в полном обмундировании и на лошадях, воссозданные с максимальной точностью. Атмосферу рыцарской жизни подчёркивают полотна, изображающие военные сражения.

Залы Малого Эрмитажа

Самая «холодная» часть музейного комплекса, что особенно чувствуется в зимнее время. 

Аполлонов зал

Изначально в помещении располагалась статуя бога искусств Аполлона, однако при реставрации залу придали сдержанное оформление. Позолоту сменили на белую лепнину, сделав изюминкой холла яркий паркетный пол.

Зал предназначен для временных выставок и размещения картин после реставрации.

Романовская галерея

Изначально в зале размещались портреты царской династии. А сегодня здесь расположены предметы декоративно-прикладного искусства средневековой Европы. Большинство предметов — атрибуты религиозного культа. Чаши, распятия, ларцы для останков святых и их изображения выполнены из керамики, металлов, кости и дерева с причудливой резьбой. Также представлены фрески и мозаики с религиозными сюжетами.

Однако в экспозиции немало и предметов домашнего обихода — посуды, канделябров, ключей и другой утвари.

Самые красивые залы Эрмитажа

Каждое помещение Эрмитажа отличается неповторимой эстетикой. Гости музея отмечают залы, которые поражают своим оформлением не менее, чем уникальные экспонаты.

Павильонный зал

Интерьер включает в себя элементы нескольких стилей — античного, восточного, ренессанса и классицизма. Каждая деталь заслуживает внимания: настенные фонтаны, арочные окна, колоннады, потолочная лепнина, барельефы и мозаики.

Самый известный экспонат Павильонного зала — часы «Павлин». Выполненные из золочёной бронзы и серебра, часы были подарены Екатерине II Г. Потёмкиным. Они работают по сей день — с XVIII века в часовой механизм не вносили изменений.

Лоджии Рафаэля

Это корпус из 13 сводов, объединённых в галерею фресок и полотен на библейские сюжеты. Изображения были скопированы со стен Ватиканского дворца, расписанных Рафаэлем, и размещены на стенах Нового Эрмитажа по приказу Екатерины II.

Полотна изображают основные события Ветхого и Нового заветов, начиная с истории Адама и Евы. Сюжетные картины перемежаются с растительными орнаментами, гротескными фигурами людей, животных и мифических существ. 

Заключение

  • В стенах Эрмитажа история российского императорского дворца вплетена в мировую историю культуры. 
  • Каждая деталь музея — от интерьера до экспонатов — представляет собой вершину человеческого мастерства, а список его ценностей огромен. 
  • В Эрмитаже вы встретите христианские сюжеты и воплощения мифов разных народов, образцы светской, военной и повседневной культуры, познакомитесь с современным искусством. 
  • Экспонаты и величайшие произведения размещаются в 365 залах Эрмитажа, в разных зданиях музейного комплекса.