Главный штаб Эрмитажа

Главный штаб Эрмитажа в Санкт-Петербурге ― всемирно известный музей и выдающийся архитектурно-исторический памятник. Здесь собрана коллекция уникальных картин и скульптур, культурных артефактов, предметов быта царской семьи и ювелирных изделий. Главный штаб находится на Дворцовой площади и занимает всё восточное крыло полукруглого здания, которое тянется от реки Мойки до Невского проспекта.

История строительства

В 1819 году во время строительства Главного Адмиралтейства появилась идея реконструкции площади перед Зимним дворцом. Специальная комиссия, созванная Александром I, эту идею поддержала, и в 1820 году начались работы. 

Руководить проектом пригласили архитектора Карла Росси. Задача стояла не из простых, ведь ранее застройка Дворцовой площади велась хаотически. Одни дома пришлось выкупить у частных владельцев, другие, которые не представляли ценности, — снести. Так на протяжении десяти лет воплощали проект двух отдельных корпусов, которые впоследствии соединили триумфальной аркой. 

Первые расчёты по конструкциям арки показали, что их вес составит 80 тонн. Тогда М. Кларк, директор металлургического завода, предложил необычное решение ― отлить из чугуна только каркасы воинов и колесницы, а потом обложить их медными листами. В результате вес конструкции уменьшится в 5 раз. Такую идею одобрила специально собранная техническая комиссия. Строительство триумфальной арки приурочили к победе в войне 1812 года. 

Проект здания Главного штаба. Вид с Дворцовой площади. Литография К. Беггерова, 1820 год

В западном крыле расположился Генеральный штаб, а в восточном — Министерство финансов и Министерство иностранных дел. В 1993 году восточное крыло передали Эрмитажу.

Во время ВОВ здания сильно пострадали, но уже к 1950 году комплекс отреставрировали. Большое обновление корпусов началось в 2008. За шесть лет восстановили оригинальную архитектуру ансамбля, обновили выставочные залы. 

Архитектура

Чтобы «развернуть» площадь к Зимнему дворцу и создать единый ансамбль, Карлу Росси пришлось замаскировать ненужный поворот тремя арками. При этом он выполнил, казалось бы, невероятную задачу ― выделил и сохранил фокус именно на строгом и роскошном дворце императора. 

Проект здания Главного штаба. Вид с Большой Морской улицы. Литография К. Беггрова, 1820 год

Росси удалось гармонично соединить два стиля: русское барокко Зимнего дворца и ампир Генерального штаба с фасадом протяжённостью 580 метров.

Изначально парадная часть комплекса была серой, и на монохромном фоне отчётливо выделялись белые акценты. Позднее его перекрасили в жёлтый, а бронзовые скульптуры стали чёрными.

Глядя на крылья музея Главного штаба, можно подумать, что у них одинаковая протяженность, но это не так. Чтобы нивелировать несоразмерность, Росси украсил восточный корпус 12 колоннами, а западный ― 14.

Для освещения пространства, примыкающего к арке, тоже было найдено необычное решение. В эту зону не проникал солнечный свет, поэтому смонтировали фонари, проведя их через верхние этажи.

Корпуса Главштаба ― это полноценный квартал, где размещались государственные архивы, библиотека, квартиры чиновников и множество служебных помещений. У департаментов были отдельные входы с проездами для карет. В просторных и роскошных апартаментах жили министры, организовывали приёмы для политических деятелей и представителей культуры, вели тайные переговоры с послами и дипломатами других государств. 

Арка здания Генерального штаба, 1896 год

Основные залы

Главштаб ― это четыре этажа. Внизу находятся служебные помещения, кабинеты администрации и сотрудников, гардероб, лекторий и сувенирные лавки. На втором ― экспозиция, посвящённая Министерству финансов Российской империи, и несколько «африканских» залов. 

На третьем и четвёртом этажах можно увидеть живопись XIX века и знаменитую коллекцию Фаберже, посетить Музей Гвардии, парадные министерские помещения, выставку работ импрессионистов и постимпрессионистов, персональные экспозиции Ван Гога, Пикассо, Моне, Кандинского.

Самые интересные залы Главного штаба

Зал русских художников

Выставка из 3000 полотен разных жанров и стилей ― это работы Никитина, Л. Пастернака, Репина, Брюллова и многих других живописцев XVIII-XX веков, в том числе иностранных, которые создавали свои шедевры в России. Можно увидеть пейзажи, полотна с историческими событиями, бытовыми сценами, портреты государственных и церковных деятелей, военных, купцов и дворян.

Фото: Антон Путятин

Выставка импрессионистов

Экспозиция находится на четвёртом этаже музея, в Галерее Сергея Щукина и братьев Морозовых. Здесь размещены полотна Дега, Фантена-Латура, Писсарро, Сезанна, Гогена, Пикассо и Ван Гога. Два зала отведены под произведения Ренуара. 

Часть выставки составляет барбизонская живопись ― реалистичные пейзажи без личных домыслов и прикрас. В своих работах мастера старались передать красоту русской природы и рассказать о тяжёлом ежедневном труде простых крестьян. Кроме художественных полотен, в зале есть скульптуры Родена.

Большая коллекция картин импрессионистов ― заслуга И. Морозова и С. Щукина. Щукин много путешествовал по Франции, где покупал полотна для особняка. По его завещанию 225 картин были переданы Эрмитажу. От Морозова Эрмитаж получил 30 работ Боннара и картины Мориса Дени.

Залы, посвящённые Карлу Фаберже

Галерея открыта с 2015 года в честь основателя известной ювелирной компании. Два просторных помещения отведены под 110 экспонатов. Самые значимые из них ― копии предметов, принадлежащих императорской семье, огромные серебряные часы и знаменитые часы Ротшильда, стилизованные под яйцо. Экспозиция содержит блюдца из хрусталя, оригинальные вазы, чайные и кофейные сервизы, ажурные цветы из металла.

В фонде музея хранятся эскизы ювелирных украшений, уникальные латунные и медные предметы, изготовленные специально для нужд русской армии ― тазы, шприцы, гильзы, самовары и чайники.

Выставка, посвящённая Министерству финансов

Экспозиция открылась в 2016 году. Реставрация позволила удивительно точно воссоздать старинные интерьеры, включая уникальный цветной наборный пол. Сегодня это три обновлённых зала, где хранится уникальная коллекция редких монет, бюсты политических деятелей, картины Б. Скотти.

Изначально в этой части здания располагалось ведомство министров. Здесь устраивали светские рауты и встречи с иностранными дипломатами. Позднее было решено передать помещения под крыло музея и организовать постоянную выставку.

Арка Главного штаба

Триумфальная арка ― это три конструкции в одной. Первая ― вход на площадь, другая находится прямо за ней, а третья стоит под углом. Ширина пролётов 28-метровой арки достигает 17 метров.

Арка ― не только архитектурный элемент. Император Николай I предложил установить монумент Петра, но Росси сумел переубедить его. Здание украшает памятник защитникам родины, погибшим в войне с Наполеоном. Он украшен традиционными античными элементами, венец композиции ― несущаяся колесница Ники, богини победы.

Адрес, как добраться, режим работы музея

Генеральный штаб находится на Дворцовой пл., д. 6/8. Вход в комплекс рядом с аркой под балконом. Добраться до места можно:

  • на метро ― станция «Адмиралтейская» (6 минут ходьбы) или «Невский проспект»;
  • на автобусе № 7, 24 или 191;
  • на троллейбусе № 1, 7, 10, 11 и 17.

Ближайшие к Главштабу остановки городского транспорта ― «Ул. Малая Морская», «Адмиралтейская», «Дворцовая площадь», «Невский проспект».

Режим работы музея

С июля 2022 года Главный штаб Эрмитажа принимает гостей и по понедельникам (с 11 до 16 часов). Последний сеанс ― в 14 часов. 

В другие дни музей открыт: 

  • ср, чт и вс ― с 11 до 18 часов (последний сеанс в 16 часов);
  • вт, пт и сб― с 11 до 20 часов (последний сеанс в 18 часов).

Выходные дни ― 1 января и 9 мая.

Билеты в Главный штаб можно приобрести на сайте Эрмитажа и у партнёров музея по той же цене. Все льготы действительны. Электронный билет распечатывать не нужно ― достаточно показать его на экране мобильного.

Часто задаваемые вопросы

Дети могут приходить в музей, причём до семи лет им даже не нужен билет. Но совсем маленьким детям в нём будет скучно: для наслаждения мировыми шедеврами и изучения экспонатов нужны базовые знания об искусстве. Для взрослых наибольший интерес могут представлять следующие произведения:

  • «Мадонны» Леонардо да Винчи — «Литта» и «Бенуа». Ради них в Петербург приезжают посетители со всего мира. Обе эти картины по-своему уникальны. В «Мадонне Бенуа» художник впервые применил масляные краски. Для флорентийской живописной школы это было инновацией. «Мадонну Литта» искусствоведы считают первым произведением Высокого Возрождения. Картина находится на втором этаже Зимнего дворца в 214 зале.
  • «Даная» Рембрандта. Это произведение нужно увидеть хотя бы потому, что из-за покушения в 1980-х оно было практически утрачено. Холст был залит кислотой и порезан ножом. После продолжительных восстановительных работ возрождённая «Даная» вернулась в музей. Номер зала, где выставлена картина — 254, второй этаж Зимнего дворца. 
  • Знаменитая мумия древнеегипетского жреца по имени Па-да-ист находится на первом этаже музея в Египетском зале. В Эрмитаже можно увидеть несколько мумий, но эта считается самой известной. В коллекцию музея она попала более двух веков назад — в 1812 году. Па-да-ист жил более трёх тысяч лет назад. Сейчас каждый посетитель музея может увидеть тело жреца без саркофага и погребальных пелен: в 1929 году его оттуда извлекли и распеленали.
  • «Танец» Анри Матисса. Танцующие в хороводе обнажённые фигуры красного цвета прочно вошли в современную масс-культуру. Но в начале прошлого века это полотно шокировало общественность. Обнажённое человеческое тело до этого, конечно же, изображали. Но с такой экспрессией и в экстазе — никогда. Со временем критики и зрители приняли работу и по достоинству оценили одно из ярчайших полотен в стиле постимпрессионизма. Увидеть картину можно в здании Главного штаба Эрмитажа на четвёртом этаже.

Часы «Павлин» — главное украшение Павильонного зала. При императрице Екатерине II здесь располагалась мини-оранжерея, где было комфортно неспешно прогуливаться, наслаждаясь цветами. В середине XIX века весь Зимний дворец подвергся перестройке, в результате чего на месте оранжереи был создан Павильонный зал в том виде, в котором мы видим его сейчас. Основная функция помещения осталась та же — спокойный отдых и наслаждение красивыми видами. Окна этой части здания выходят, с одной стороны, на невскую набережную, а с другой — в Висячий сад (туда можно было выйти через панорамную дверь). По различным случаям в Павильонном зале проводились балы.

Павильонный зал славится своим внутренним эклектическим убранством. В оформлении архитектор А. И. Штакеншнейдер использовал смешение трёх стилей — античного, эпохи европейского Возрождения и восточных мотивов. Среди основных достопримечательностей зала:

  • Роскошный мозаичный пол — точная реплика древнеримской мозаики из музея в Ватикане. Это самая крупная по площади мозаика в Эрмитаже. Подобным роскошно оформленным полом могут похвастаться немногие дворцовые залы.
  • «Фонтаны слёз» в восточном стиле. Андрей Штакеншнейдер создал их после поездки в Бахчисарай в Крыму, где он увидел подобный фонтан.
  • Часы «Павлин». Фаворит Екатерины II князь Г. А. Потёмкин приобрёл их в коллекцию императрицы в 1770-х. Искусный часовой механизм создал известный в то время на весь мир английский мастер Джеймс Кокс, прославившийся изобретением подобных высокотехнологичных механических часов и игрушек. После того, как часы заведут, павлин и другие птицы и звери, фигурки которых входят в композицию, начинают по-своему двигаться и издавать звуки. Продолжительность представления — четыре минуты.

Многие приезжают в Санкт-Петербург и идут в Эрмитаж, чтобы посмотреть на эти часы и на то, как они работают. Сейчас «Павлина» не заводят из-за ограничений, введённых в музее во время пандемии и до сих пор остающихся в силе. Когда раньше раз в неделю часы заводили, посмотреть на представление собирались десятки зрителей, если не больше. Ограничения предусматривают, что в замкнутом пространстве Павильонного зала одновременно не может находиться большое количество посетителей. Поэтому пока что посмотреть на уникальный часовой механизм в работе не получится.

Билеты в Эрмитаж можно купить уже по прибытии в Санкт-Петербург (если вы приехали из другого города) и пришли к зданию Главного музейного комплекса на Дворцовой площади и подошли к кассам. Но вы можете столкнуться с долгими очередями — в выходные и праздничные дни эта проблема стоит особенно остро. Также на желаемое время все билеты уже могут быть раскуплены, и вам придётся либо ждать следующего сеанса несколько часов, либо вернуться в отель и прийти в другой день.

Поэтому лучше позаботиться о билетах заранее и купить их онлайн на необходимую вам дату и время. Они именные: при оформлении покупки на сайте вы указываете ваши фамилию, имя, отчество, а ещё — контактный мобильный и адрес электронной почты, куда придёт купленный билет. Поэтому процесс возврата достаточно непростой (должны быть уважительные причины) и происходит не позднее чем за три дня до даты посещения музея.

В назначенную дату необходимо прийти к турникетам, расположенным на главном входе в Эрмитаж со стороны Дворцовой площади или под аркой Главного штаба (если вы идёте посмотреть экспозицию в этом здании) и приложить к ним штрих-код на билете. Распечатывать ничего не нужно.