Фельдмаршальский зал Эрмитажа

Введение 

Пышный и торжественный Фельдмаршальский зал Эрмитажа открывает парадную анфиладу на втором этаже Зимнего дворца. Его стены в мраморе и лепнине хранят память о страшных событиях, произошедших в Санкт-Петербурге в середине XIX века. Именно здесь начался пожар, который чуть не уничтожил весь дворец.

История создания

В 1833 году император Николай I приказал переделать неудобную и устаревшую анфиладу Зимнего дворца и привлёк к работе французского мастера Огюста Монферрана — автора Исаакиевского собора. Архитектору предстояло создать в том числе и Фельдмаршальский зал, стены которого впоследствии украсили портреты шести генерал-фельдмаршалов русской армии. Все герои на полотнах были выбраны благодаря исключительным военным заслугам. И согласно древнеримскому обычаю получили географические прозвища по местам своих главных побед: П. А. Румянцев-Задунайский, Г. А. Потёмкин-Таврический, А. В. Суворов (Рымникский и Италийский), М. И. Голенищев-Кутузов Смоленский, И. И. Дибич-Забалканский и И. Ф. Паскевич (Эриванский и Варшавский).

Для отделки Фельдмаршальского зала Монферран использовал искусственный белый мрамор, многоцветный паркет и изящный лепной декор. Однако новые стены и перегородки пришлось построить из дерева: по причине недостаточного финансирования и очень сжатых сроков. Николай I поручил Монферрану закончить работы всего за семь месяцев! Такая спешка привела к трагическим последствиям — о них ниже.

Вид Фельдмаршальского зала в Зимнем дворце, Сергей Константинович Зарянко, 1836 год

Пожар

В 1837 году Зимний дворец более 30 часов был охвачен огнём. Уничтоживший все его роскошные интерьеры пожар начался вечером 17 декабря именно в Фельдмаршальском зале. Привела к трагедии ошибка Монферрана: архитектор сделал слишком узкий душник для проветривания зала после топки. Немалую роль сыграло и обилие деревянных стен. 

«Пожар в Зимнем дворце», Пьер Мари Жозеф Верне, 1838 год

Реставрация зала

Сразу после пожара начались работы по восстановлению царской резиденции. Николай I привлёк архитектора В. П. Стасова, который к 1840 году смог заново создать Фельдмаршальский зал и другие помещения Зимнего дворца в прежнем классицистическом стиле. 

Фельдмаршальский зал, литография Василия Семёновича Садовникова, 1852 год

Фельдмаршальский зал в наши дни

В самом трагическом зале Зимнего дворца сохранился исторический интерьер XIX века, несмотря на то, что здесь в разные годы располагался военный госпиталь (1915) и работал народный театр (1919). Портреты фельдмаршалов сразу после революции раздали другим музеям, но в 2012 году вернули в Эрмитаж. Сейчас они вновь украшают стены зала. К прежним шести полотнам добавилось ещё одно — с изображением П. Х. Витгенштейна. Правда, оно не соответствует историческому принципу отбора портретов. Дело в том, что П. Х. Витгенштейн не имеет «географического» прозвища в отличие от всех остальных фельдмаршалов в зале.

Фото: Александр Войнов

Загадки Фельдмаршальского зала Эрмитажа

Главная тайна в том, что среди здешних окон целых 18 штук — ложные. До 1833 года на месте Фельдмаршальского зала в Зимнем дворце находилось восемь небольших помещений, да ещё и на двух этажах. Поэтому при их объединении Монферрану пришлось включать в интерьер ненастоящие зеркальные окна, чтобы добиться общей симметрии. 

Среди дверей тоже есть «фальшивки». Например, на южной стене можно увидеть выход на несуществующий балкон. А у двери, которая соединяет Фельдмаршальский зал с Главной лестницей, с обеих сторон сделана ложная левая створка! Такое решение помогло Монферрану сохранить симметрию в каждом из смежных помещений. Приобрести билеты на экскурсию в Фельдмаршальский зал Эрмитажа можно онлайн и в кассе музея.

Заключение

Сходить в Фельдмаршальский зал Эрмитажа, полюбоваться портретами военачальников и найти все ложные окна можно самостоятельно или на экскурсиях. Опытные местные гиды обеспечат максимально близкое и увлекательное знакомство с главным музеем Санкт-Петербурга.