У Большой церкви Зимнего дворца в Эрмитаже, или Придворного собора Спаса Нерукотворного, непростая история. Ей довелось пережить разрушительный пожар и кощунственные преобразования во времена Советского Союза. И хотя в наше время она не выполняет религиозную функцию, благодаря тщательному восстановлению можно увидеть церковь практически такой же, какой её создал гениальный Бартоломео Франческо Растрелли.
![](https://hermitage-ticket.ru/wp-content/uploads/2023/08/image-26.jpeg)
История здания
Строительство Большой церкви напрямую связано со строительством Зимнего дворца, который в 1753-м повелела заложить Екатерина Вторая в честь 50-летия со дня основания Петербурга. Ни один дворец, тем более тот, где проживала императорская семья, не мог обойтись без домового храма. Над проектом трудился знаменитый архитектор Растрелли, который создал в Зимнем ещё и второй храм — меньшего размера. Он получил название Малой церкви, а храм побольше был назван Большим.
Любимым архитектурным стилем Растрелли было барокко, и императрица позволила ему дать волю фантазии при создании внутреннего убранства Большой церкви Зимнего дворца. Главным её украшением стал огромный и роскошный 14-метровый резной позолоченный иконостас с тремя ярусами. Весь он покрыт золочёными узорами — как и потолок, и стены, и наличники окон, и купол. Благодаря единому оформительскому решению росписи и орнаменты будто перетекают друг в друга, создавая единый богатый, сверкающий пышностью интерьер. Помимо традиционных образов в иконостас также были включены иконы святых-покровителей членов царской семьи. Особую роль во внутреннем убранстве храма играет свет. Зал храма — двусветный. Это значит, что он занимает два этажа, не разделённых перекрытиями, и окна также расположены в два ряда. Благодаря этому в помещении очень светло. При этом зал украшают четыре функциональных торшера (каждый — с 29 свечами), десятки светильников-бра на стенах и громадная люстра из бронзы на 40 свечей.
В 1762-м строительство и оформление храма завершилось, прошла церемония его освящения. В следующем году его освятили во второй раз — во имя Спаса Нерукотворного, образ которого Екатерина повелела принести в храм. В Большой церкви проходили все главные события в жизни дома Романовых — венчания, крещение, богослужения на главные православные праздники и в честь важнейших государственных событий. В 1807-м Александр Первый дал храму статус Придворного собора.
Изменение внешнего вида собора
Изначально в помещении церкви не было плоского потолка, как сейчас. Но он появился довольно скоро, в 1765-м, когда стало ясно, что из-за купольного свода храм промерзает. Потолок расписали фресками, напоминающими купольные своды.
![](https://hermitage-ticket.ru/wp-content/uploads/2023/08/image-23.jpeg)
Из-за сурового петербургского климата в 1794-м пришлось также заложить кирпичной кладкой несколько панорамных окон первого яруса, чтобы сохранять тепло в помещении.
Большая церковь после пожара
В 1837-м в Зимнем дворце случился ужасающий пожар. Большая церковь значительно в нём пострадала. Уцелел лишь купольный крест, а также самые ценные элементы убранства, которые получилось вынести. Среди них — четыре деревянных растреллиевских торшера, иконы, паникадило из серебра.
Как и весь дворец, помещения церкви требовали восстановления. Работы возглавил В. П. Стасов, задачей которого было воссоздать храмовые интерьеры в первоначальном виде. С задачей архитектор справился блестяще.
Реликвии
Сейчас экспозиция Большой церкви Зимнего дворца включает в себя сохранившиеся до наших дней предметы, ранее находившиеся в ризнице домового храма семейства Романовых: нательные кресты и образки последнего российского императора и его супруги, кресты-мощевики и храмовое Евангелие.
Также в церкви можно увидеть спасённые в пожаре и уцелевшие во время советской власти торшеры, созданные по эскизу самого Растрелли. Своё место в восстановленном иконостасе заняли и 13 ценнейших икон XVIII столетия, запрестольный образ «Воскресение Христово», фигуры апостола Иоанна Богослова и Божией Матери из папье-маше.
Современность
С момента установления власти большевиков Большая церковь Зимнего дворца попала в ведомство Коллегии по делам музеев и использовалась для хранения мебели. Когда в 1922-м Зимний дворец вошёл в состав Государственного Эрмитажа, Придворный собор присоединился к музейному комплексу. Но посетители не могли увидеть его роскошные интерьеры — помещение по-прежнему выполняло функцию склада.
В 1938-м наступили ещё более мрачные дни в истории Большой церкви Зимнего дворца — вместо планируемой ранее реставрации и включения помещений храма в эрмитажную экспозицию, было решено использовать элементы убранства для новой выставки фарфора Западной Европы. Демонтировали решётку с вензелем Петра III и позолоченные балюстрады клиросов. Дальше — хуже: в 1938-м было принято решение использовать собор для размещения экспонатов, но иконостас, балюстрады, ложи и другие элементы церковного убранства этому мешали. Очень быстро всё напоминавшее об изначальном предназначении помещения было разобрано и разрушено. По злой иронии судьбы, новый экспозиционный зал назвали в честь Растрелли.
В 1960-х в помещении бывшей Большой церкви Зимнего дворца провели ремонт. Убранство было частично восстановлено. Например, роспись плафона трапезной на евангельский сюжет о Христовом Воскресении. Но окончательное возрождение Придворного храма началось только в 2008-м, когда был разработан план масштабной реставрации.
![](https://hermitage-ticket.ru/wp-content/uploads/2023/08/image-25.jpeg)
В 2014-м, к 250-летней годовщине создания Эрмитажа, домовая церковь русских императоров была полностью реконструирована и открыта для посещения широкой публикой. Историческое парадное убранство помещений храма общей площадью 525 м² было максимально полно воссоздано командой научных работников, архитекторов и реставраторов.
Сейчас в Большой церкви Зимнего дворца можно увидеть постоянную выставку церковного искусства России.
Режим работы
Большая церковь Зимнего дворца работает согласно общему распорядку работы всего Главного музейного комплекса. Нельзя попасть в музей по понедельникам, в первый день года и в День Победы. По средам, четвергам и воскресеньям часы работы — с 11:00 до 18:00, по субботам, пятницам и вторникам — на два часа дольше. Кассы перестают работать за час до закрытия музея.
Обратите внимание: в Эрмитаже действует сеансная система посещения. Последний сеанс начинается за два часа до закрытия музея.
![](https://hermitage-ticket.ru/wp-content/uploads/2023/08/image-24.jpeg)
Как добраться
Добраться до Эрмитажа можно за 10 минут от «Адмиралтейской» станции питерской подземки. Чтобы быстрее попасть в Большую церковь, воспользуйтесь эрмитажным Маршрутом № 2, начинающимся у Церковной лестницы. В предцерковный зал (помещение № 270 на схеме музея) и саму Большую церковь (№ 271) можно пройти прямо из Александровского зала, где выставлены серебряные изделия мастеров из Западной Европы.