Билеты и экскурсии в Эрмитаж и Главный штаб
Быстрый и удобный способ купить билеты и забронировать экскурсию онлайн без очередей и комиссии.
Обратите внимание, что вход в музей осуществляется по сеансам, а количество доступных билетов на каждый сеанс ограничено.

Большая церковь Зимнего дворца в Эрмитаже

У Большой церкви Зимнего дворца в Эрмитаже, или Придворного собора Спаса Нерукотворного, непростая история. Ей довелось пережить разрушительный пожар и кощунственные преобразования во времена Советского Союза. И хотя в наше время она не выполняет религиозную функцию, благодаря тщательному восстановлению можно увидеть церковь практически такой же, какой её создал гениальный Бартоломео Франческо Растрелли.  

История здания

Строительство Большой церкви напрямую связано со строительством Зимнего дворца, который в 1753-м повелела заложить Екатерина Вторая в честь 50-летия со дня основания Петербурга. Ни один дворец, тем более тот, где проживала императорская семья, не мог обойтись без домового храма. Над проектом трудился знаменитый архитектор Растрелли, который создал в Зимнем ещё и второй храм — меньшего размера. Он получил название Малой церкви, а храм побольше был назван Большим.

Любимым архитектурным стилем Растрелли было барокко, и императрица позволила ему дать волю фантазии при создании внутреннего убранства Большой церкви Зимнего дворца. Главным её украшением стал огромный и роскошный 14-метровый резной позолоченный иконостас с тремя ярусами. Весь он покрыт золочёными узорами — как и потолок, и стены, и наличники окон, и купол. Благодаря единому оформительскому решению росписи и орнаменты будто перетекают друг в друга, создавая единый богатый, сверкающий пышностью интерьер. Помимо традиционных образов в иконостас также были включены иконы святых-покровителей членов царской семьи. Особую роль во внутреннем убранстве храма играет свет. Зал храма — двусветный. Это значит, что он занимает два этажа, не разделённых перекрытиями, и окна также расположены в два ряда. Благодаря этому в помещении очень светло. При этом зал украшают четыре функциональных торшера (каждый — с 29 свечами), десятки светильников-бра на стенах и громадная люстра из бронзы на 40 свечей. 

В 1762-м строительство и оформление храма завершилось, прошла церемония его освящения. В следующем году его освятили во второй раз — во имя Спаса Нерукотворного, образ которого Екатерина повелела принести в храм. В Большой церкви проходили все главные события в жизни дома Романовых — венчания, крещение, богослужения на главные православные праздники и в честь важнейших государственных событий. В 1807-м Александр Первый дал храму статус Придворного собора. 

Изменение внешнего вида собора

Изначально в помещении церкви не было плоского потолка, как сейчас. Но он появился довольно скоро, в 1765-м, когда стало ясно, что из-за купольного свода храм промерзает. Потолок расписали фресками, напоминающими купольные своды.

Из-за сурового петербургского климата в 1794-м пришлось также заложить кирпичной кладкой несколько панорамных окон первого яруса, чтобы сохранять тепло в помещении.

Большая церковь после пожара

В 1837-м в Зимнем дворце случился ужасающий пожар. Большая церковь значительно в нём пострадала. Уцелел лишь купольный крест, а также самые ценные элементы убранства, которые получилось вынести. Среди них — четыре деревянных растреллиевских торшера, иконы, паникадило из серебра. 

Как и весь дворец, помещения церкви требовали восстановления. Работы возглавил В. П. Стасов, задачей которого было воссоздать храмовые интерьеры в первоначальном виде. С задачей архитектор справился блестяще. 

Реликвии

Сейчас экспозиция Большой церкви Зимнего дворца включает в себя сохранившиеся до наших дней предметы, ранее находившиеся в ризнице домового храма семейства Романовых: нательные кресты и образки последнего российского императора и его супруги, кресты-мощевики и храмовое Евангелие. 

Также в церкви можно увидеть спасённые в пожаре и уцелевшие во время советской власти торшеры, созданные по эскизу самого Растрелли. Своё место в восстановленном иконостасе заняли и 13 ценнейших икон XVIII столетия, запрестольный образ «Воскресение Христово», фигуры апостола Иоанна Богослова и Божией Матери из папье-маше.  

Современность

С момента установления власти большевиков Большая церковь Зимнего дворца попала в ведомство Коллегии по делам музеев и использовалась для хранения мебели. Когда в 1922-м Зимний дворец вошёл в состав Государственного Эрмитажа, Придворный собор присоединился к музейному комплексу. Но посетители не могли увидеть его роскошные интерьеры — помещение по-прежнему выполняло функцию склада.

В 1938-м наступили ещё более мрачные дни в истории Большой церкви Зимнего дворца — вместо планируемой ранее реставрации и включения помещений храма в эрмитажную экспозицию, было решено использовать элементы убранства для новой выставки фарфора Западной Европы. Демонтировали решётку с вензелем Петра III и позолоченные балюстрады клиросов. Дальше — хуже: в 1938-м было принято решение использовать собор для размещения экспонатов, но иконостас, балюстрады, ложи и другие элементы церковного убранства этому мешали. Очень быстро всё напоминавшее об изначальном предназначении помещения было разобрано и разрушено. По злой иронии судьбы, новый экспозиционный зал назвали в честь Растрелли.

В 1960-х в помещении бывшей Большой церкви Зимнего дворца провели ремонт. Убранство было частично восстановлено. Например, роспись плафона трапезной на евангельский сюжет о Христовом Воскресении. Но окончательное возрождение Придворного храма началось только в 2008-м, когда был разработан план масштабной реставрации.

В 2014-м, к 250-летней годовщине создания Эрмитажа, домовая церковь русских императоров была полностью реконструирована и открыта для посещения широкой публикой. Историческое парадное убранство помещений храма общей площадью 525 м² было максимально полно воссоздано командой научных работников, архитекторов и реставраторов. 

Сейчас в Большой церкви Зимнего дворца можно увидеть постоянную выставку церковного искусства России.   

Режим работы

Большая церковь Зимнего дворца работает согласно общему распорядку работы всего Главного музейного комплекса. Нельзя попасть в музей по понедельникам, в первый день года и в День Победы. По средам, четвергам и воскресеньям часы работы — с 11:00 до 18:00, по субботам, пятницам и вторникам — на два часа дольше. Кассы перестают работать за час до закрытия музея. 

Обратите внимание: в Эрмитаже действует сеансная система посещения. Последний сеанс начинается за два часа до закрытия музея.

Как добраться

Добраться до Эрмитажа можно за 10 минут от «Адмиралтейской» станции питерской подземки. Чтобы быстрее попасть в Большую церковь, воспользуйтесь эрмитажным Маршрутом № 2, начинающимся у Церковной лестницы. В предцерковный зал (помещение № 270 на схеме музея) и саму Большую церковь (№ 271) можно пройти прямо из Александровского зала, где выставлены серебряные изделия мастеров из Западной Европы.

Эрмитаж