Картины Леонардо да Винчи в Эрмитаже

Сложно поверить, но у одного из самых известных живописцев на планете Леонардо да Винчи сохранилось, по разным подсчётам, всего от 12 до 14 картин (по некоторым источникам — 15). Дать точное число сложно из-за невозможности доказать авторство — например, это касается картины «Спаситель мира». Также работы художника не раз воровали, теряли, а затем находили — как в случае с «Портретом Изабеллы д’Эсте». В счёт этого полутора десятка произведений не идут фрески, рисунки, этюды и чертежи — их огромное множество. В России находятся два полотна Леонардо — «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта», и обе выставляются в Государственном Эрмитаже.

В каком зале находятся картины Леонардо да Винчи

В Парадной анфиладе второго этажа Большого (Старого) Эрмитажа (залы №№ 207-216) располагается экспозиция, посвящённая Итальянскому Возрождению (XIII-XVI века). Здесь представлены работы различных итальянских школ эпохи Ренессанса, значительное место занимают картины флорентийской школы. Это полотна фра Беато Анджелико, Сандро Боттичелли, скульптуры семейства делла Роббиа, живопись учеников да Винчи, произведения художников-маньеристов и, конечно, «Мадонны» Леонардо да Винчи. Они находятся в зале № 214.

В 2018 году «Мадонн» Леонардо да Винчи перевесили, и это стало настоящим событием. Теперь они расположены рядом друг с другом в глубине зала в обновлённых современных витринах. Благодаря расположению картин улучшилась их доступность для посетителей. Также сейчас естественный свет из окон падает на полотна более выгодным образом.

«Мадонна Бенуа»

Эрмитаж приобрёл картину из личной коллекции жены архитектора Леонтия Бенуа Марии в 1914 году. С тех пор её стали называть по фамилии бывших владельцев. Другое название «Мадонны Бенуа» — «Мадонна с цветком».

Это произведение — одно из ранних у Леонардо, он написал его будучи 26-летним. «Мадонну Бенуа» отличает особая трактовка традиционного иконографического сюжета — до Леонардо на такое никто не осмеливался. На полотне — итальянская девушка XV века, одетая по тогдашней моде. Черты её лица не идеальны, не строги, она улыбается и смеётся, протягивая младенцу Иисусу цветок. И Мария, и ребёнок изображены в движении, им пронизана вся картина. Это было непохоже на привычные статичные изображения Девы Марии и младенца Христа. Здесь художник впервые использовал масляные краски, и это было новшеством не только для него самого, но и для всех флорентийских живописцев.

«Мадонна Литта»

Эта картина также названа по имени коллекционера — итальянского герцога Антонио Литта. Эрмитаж приобрёл «Мадонну Литта» в 1864 году. Её состояние было ужасным: её пришлось не просто косметически почистить, а произвести сложный процесс переноса на холст с доски.     

К моменту написания картины да Винчи был уже состоявшимся мастером в возрасте от 40 до 50 лет — год завершения работы доподлинно неизвестен. «Мадонна Литта» стала одним из первых произведений в стиле Высокого Возрождения. Долгое время искусствоведы спорили, действительно ли Леонардо да Винчи — автор этой картины, потому что в ней явно присутствуют две различные техники. С одной стороны — типичная для да Винчи треугольная композиция, мастерские переходы светотени. С другой — грубая растушёвка тёмных оттенков, не-«леонардовский» младенец Христос, странная прорисовка складок на плаще Марии. В итоге было решено, что картина принадлежит кисти Леонардо, но завершена с помощью его ученика  Больтраффио.

Картины Леонардо да Винчи в Эрмитаже — то, ради чего некоторые специально приезжают в Санкт-Петербург. Зал Леонардо с двумя его величайшими «Мадоннами» обязателен к посещению на экскурсии по Главному музейному комплексу Эрмитажа.