ТОП-10 самых известных экспонатов Эрмитажа

Введение

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге — музей с самым большим числом экспонатов в мире: их более 3 000 000. В коллекциях Эрмитажа — вся история развития человечества от зарождения культуры до наших дней. Самые древние экспонаты — галечные орудия труда, найденные в Англии — были изготовлены в период с 500 000 по 290 000 гг. до нашей эры. В Эрмитаже проходят и выставки современного искусства, где можно увидеть интересные образцы творчества наших современников.

Чтобы обойти 100 000 м² и уделить внимание каждому предмету искусства и культуры, понадобится не один год. Мы подготовили ТОП-10 самых интересных экспонатов Эрмитажа — то основное, что обязательно нужно увидеть.

Египетская мумия

В 2022 году исполнилось 200 лет с того момента, как Жан-Франсуа Шампольон расшифровал египетские иероглифы, и перед научным сообществом открылся целый мир этой загадочной цивилизации. В Египетских залах Эрмитажа находятся более 7000 экспонатов. Среди них — восемь древних мумий, их саркофаги и обрядовые предметы, использовавшиеся при мумификации. Наиболее знаменитая — мумия жреца по имени Па-ди-ист, который был захоронен более 3000 лет назад. Это одна из самых ценных реликвий музея. В его коллекцию она вошла в 1812 году. Тело древнеегипетского священника не только извлекли из футляра-гробницы, но и в 1929 году публично распеленали, и теперь увидеть его может каждый посетитель Эрмитажа. Но фото сделать не получится — вспышки губительно влияют на сохранность древнего артефакта.

Фото: Денис Якимов

«Мадонна Бенуа»

Эта картина — одна из двух авторства Леонардо да Винчи в Эрмитаже. Другое её название — «Мадонна с цветком».  Однако, поскольку она попала в музей из личной коллекции Марии Бенуа, жены знаменитого архитектора Леонтия Бенуа, принято называть её по имени прошлых владельцев. Эта работа считается одной из ранних: Леонардо написал полотно в возрасте около 26 лет. Картину отличает новаторский подход к трактовке иконографического сюжета. Мария выглядит как итальянская девушка XV века, одетая по моде тех времён. Она изображена в движении — протягивает цветок своему ребёнку, радостно улыбаясь. Всё это было необычным по сравнению с привычными строгими, неподвижными портретами Мадонны и младенца Христа. Также в «Мадонне Бенуа» Леонардо впервые использовал масляные краски, что было настоящей инновацией во Флоренции тех времён.

«Мадонна Литта»

Эта картина также названа по имени коллекционера — герцога Антонио Литта из Италии. К этому моменту Леонардо был уже зрелым мастером в возрасте 40 с лишним лет. Считается, что «Мадонна Литта» ознаменовала новый художественный стиль — Высокое Возрождение. Полотно отличает особая работа автора со светотенью, присущая только Леонардо, а также типичная «леонардовская» композиция в виде треугольника. Однако долгие годы велись споры, можно ли вообще считать Мадонну Литта картиной авторства да Винчи? Налицо сочетание двух техник. Прорисовка складок плаща Девы Марии, руки Христа и растушёвка чёрного цвета явно не похожи на стиль Леонардо. Поэтому полагают, что работу завершил ученик художника Больтраффио.

Часы «Павлин»

Этот экспонат знаменит на весь мир: он является единственным полностью сохранившимся с XIII века и исправно работающим часовым механизмом подобного типа. Механические часы «Павлин» Екатерине II подарил один из её фаворитов князь Потёмкин.  Экспонат изготовил английский ювелир Джеймс Кокс, известный на всю Европу создатель дорогих механических игрушек и часов. Помимо павлина, в композицию входят сова, петух и стрекоза. При запуске фигуры начинают двигаться. Сова крутит головой, вращается и моргает, павлин раскрывает и затем складывает хвост, а также двигает шеей. Петух трясёт головой и кукарекает, а стрекоза на секундной стрелке будто бы летает вокруг. Механизм скрыт под шляпкой гриба, а рядом установлен циферблат. Посмотреть, как работают часы, можно в Эрмитаже каждую среду в 19:00. Такое представление устраивают не только ради посетителей — именно благодаря регулярной работе «Павлин» до сих пор исправно функционирует.

«Даная» Рембрандт

Один из главных шедевров голландского живописца, «Данаю» приобрела сама Екатерина II в 1772 году. На картине изображён сюжет из древнегреческой мифологии о том, как девушке по имени Даная в виде золотого дождя явился Зевс. В образе героини полотна Рембрандт написал свою любимую жену Саскию. Правда, после её смерти художник придал Данае черты новой возлюбленной Гертье. Картина неоднократно дорабатывалась живописцем, потому что он писал её не на заказ, а для себя.

В 1985 году в Эрмитаже произошла одна из главных трагедий за всю его историю — злоумышленник облил «Данаю» серной кислотой, а затем порезал холст. При 27% повреждений никто не верил, что картину удастся восстановить. Однако спустя 12 лет одна из лучших работ Рембрандта вернулась в Эрмитаж отреставрированной. Теперь увидеть её можно только через бронированное стекло. 

Фото:  Netelo, CC BY-SA 4.0

«Возвращение блудного сына» Рембрандт

Эта картина на популярный библейский сюжет — ещё одно известное на всю планету произведение Рембрандта в Эрмитаже. Её приобрёл для Екатерины II князь Голицын в 1776 году. «Возвращение блудного сына» — поздняя работа художника.  Её принято называть последним его шедевром. К 1660-м гг., когда создавалась картина, Рембрандт перенёс смерти нескольких близких человек, погряз в долгах и тяжело заболел. Живописец анализировал минувшие годы: в его творчестве стали появляться мотивы покаяния, что соответствует повествованию о блудном сыне. Напряжённые фигуры героев картины (отца, сына и домочадцев на заднем плане) и мрачная, но тёплая цветовая гамма передают настроение горечи, смешанной с радостью. Очевидно, что тема искупления долго не отпускала Рембрандта. Помимо большого полотна два метра в ширину и более двух с половиной метров в высоту, он оставил множество эскизов с этим христианским сюжетом.

«Дама в голубом» Гейнсборо

Единственная работа английского живописца Томаса Гейнсборо, находящаяся в России в Эрмитаже — загадочная «Дама в голубом». Точно не известно, кто на ней изображён. Наиболее популярная версия — что это герцогиня де Бофор. Произведение — яркий пример стиля рококо в парадном портрете. Полотно отличает присущий Гейнсборо психологизм. Картина не выглядит застывшей: фигура будто находится в движении, а выражение глаз и полуулыбка — живые. Художник достиг этого с помощью лёгкости и воздушности мазков. Это и отличает изображение дамы в голубом от большинства портретов официальных лиц XVIII века, напоминавших нарядные статуи.  

«Танец» Матисс

В Санкт-Петербург матиссовский «Танец» прибыл в 1948 году в составе коллекции новой европейской живописи рубежа веков. В 1911 году картина произвела в парижском обществе скандал. Обнажённость для живописи была не в новинку — но ещё никогда на холсте человеческое тело не изображалось в столь неистовом движении и экстазе. Матисса даже заставили заретушировать отдельные элементы изображений. Но со временем картину оценили, и она стала по-настоящему популярной. Сейчас красные фигуры используются в качестве принтов на одежде и аксессуарах, по мотивам «Танца» создаются многочисленные вариации.

«Вечная весна» Роден

Огюст Роден создал шесть произведений под названием «Вечная весна», которые хранятся в музеях по всему миру, в том числе в Эрмитаже. При создании этой скульптуры мастер использовал особую технологию обработки мрамора. Он не до конца прорабатывал углубления, оставляя там камень, таким образом обобщая форму. Благодаря этому кажется, что фигуры влюблённых слились в единое целое.

«Композиция VI» Кандинский

Большое полотно шириной три и высотой два метра можно назвать одним из главных произведений новаторского искусства начала XX века в Эрмитаже. Василий Кандинский в течение трех десятилетий написал 10 знаменитых абстрактных картин — «Композиций», каждая из которых имела порядковый номер. Художник тщательно продумывал «Композиции»: у каждого элемента на полотне есть значение и идея. Шестая по счёту картина серии — это размышление автора на тему Всемирного потопа. Написанная накануне Первой мировой, она была злободневна, несмотря на абстракцию. Линии на холсте отсылают к потокам дождя и волнам, а в одном месте их сочетание напоминает лодку. Цветовая гамма нагнетает ощущение всеобщей бури. Центральным становится светло-розовое пятно — символ неопределённости.

Заключение

Посетители Эрмитажа нередко теряются, застыв посреди главной лестницы с раскрытым путеводителем по музею, не зная, куда пойти в первую очередь и как успеть увидеть всё лучшее. Благодаря нашему ТОП-10 экспонатов Эрмитажа вы точно увидите всё самое интересное и будете уверены, что посетили музей не зря. Лучшие и главные шедевры Эрмитажа можно осмотреть за один раз и не сожалеть, что не увидели драгоценности коллекции.