Бриллиантовая кладовая Эрмитажа

Бриллиантовая кладовая находится в Главном музейном комплексе Эрмитажа, а именно в Зимнем дворце. В ней хранятся удивительные шедевры ювелирного искусства разных эпох: от Древней Греции до XIX века. Посетители могут увидеть тонкую работу мастеров, оценить изящную роспись и миниатюрные скульптуры. Отдельного внимания заслуживают украшения представителей дома Романовых. Рассказываем, как возникла Бриллиантовая комната, какие экспозиции представлены, сколько стоит билет на выставку.

История возникновения

История Бриллиантовой комнаты началась с Петра I. В 1719 году он решил создать специальное помещение для хранения государственных регалий, орденов, парадных ювелирных украшений — Государственное хранилище коронных ценностей или Алмазный фонд. На протяжении всего правления династии Романовых коллекция пополнялась произведениями искусства именитых мастеров: например, И. Позье, отца и сыновей Дюваль, Л. Пфистерера.

Долгое время экспонаты Алмазного фонда оставались скрытыми от глаз посторонних людей, но Николай I изменил ситуацию. Он распорядился разделить артефакты на две группы: государственные и личные. Для хранения императорских регалий и коронных бриллиантов создали специальную структуру — Камеральное отделение кабинета Его Императорского Величества. Члены подразделения должны были обеспечивать безопасность и неприкосновенность ценностей.

В 1856 году Александр II приказал открыть в Эрмитаже особенный зал. В нём выставили 165 ювелирных изделий, инкрустированных драгоценными камнями. Позднее помещение получило название «Бриллиантовая комната».

Сокровищница Бриллиантовой кладовой

Сокровища Майкопского кургана

Здесь хранятся золотые артефакты, найденные археологом Н. И. Веселовским при раскопке кургана. Его открыли в 1898 году в черте г. Майкоп. По предположениям экспертов, в кургане был похоронен вождь племени в IV в. до н. э.

На выставке вы увидите золотые украшения, бусины, навершие булавы, ритуальные сосуды с росписью в виде быков, фигурки животных. Сохранились зарисовки раскопа и план расположения артефактов.

Ювелирное искусство Древней Греции

Экспозиция посвящена работам древних мастеров. Они использовали греческие изобразительные средства и приёмы, а готовые изделия украшали скифскими сюжетами и мотивами. Эксперты относят их к отдельному стилю — эллино-скифскому.

Посетителям представлены венки, серьги, подвески из тончайшего золота. Артефакты нашли во время раскопок курганов Большая Близница, Куль-Оба и Чертомлык, а их сохранность поражает воображение: на украшениях до сих пор видны мелкие детали и фигуры богинь.

В Боспорских курганах археологи обнаружили маски, которые греки изготавливали специально для погребения. Они верили, что после смерти человек попадает в обитель героев и полубогов и пирует вместе с ними. Главное украшение пирующих — роскошный золотой венок. Ювелиры создавали погребальные венки из листьев оливы, а также лавра, дуба, вьюнка, чертополоха и даже сельдерея.

Шедевры средневекового искусства

В коллекцию входят ювелирные изделия, которые представляют христианскую культуру Византии, Древней Руси и Западной Европы. 

Интересные экспонаты первой витрины — находки из города Мерсин на Киликийской равнине. Среди них ажурные медальоны, ожерелья с крестами, подвески со вставками из полудрагоценных камней. Иконы с изображением Богоматери, написанные мастерами Константинополя, поражают разнообразием художественных решений и технических приёмов.

На второй витрине представлены великолепные ларцы-реликварии с изображениями ангелов и святых, монстранц, процессионный крест, золотые чаши и кадило. Находки датируются XIII-XVI веком, их создавали мастера из Франции, Испании, Эстонии.

Памятники древнерусского ювелирного искусства относятся к X-XIII векам. В основном артефакты найдены в кладах: это пластины с изображением апостола Марка, подвески-лунницы, височные кольца, браслеты из скани и шейные гривны. Особое внимание приковывают к себе золотые колты — височные украшения, которые делали в технике перегородчатой эмали. К сожалению, её утратили во время татаро-монгольского нашествия в XIII веке.

Ювелирное искусство XVII–XIX веков

Экспозиция состоит из украшений и декоративных предметов, созданных ювелирами из России, Германии, Англии и Франции. Большинство из них выполнены в стиле роккоко. Изделия имеют асимметричные композиции, ажурные оправы, изящные сложные формы. На витринах вы увидите карманные часы, табакерки, а также знаменитые шедевры Иеремии Позье — букеты из драгоценных камней.

В конце XIX века на смену рококо пришёл модерн со свойственными ему плавными линиями, восточными мотивами и приглушёнными оттенками. На выставке представлены работы Эмиля Галле и Рене Жюля Лалика. Их гребни, броши, колье, вазы и трости украшены цветами, стрекозами и бабочками. Внимание посетителей также приковывают изделия Карла Фаберже: рамки для икон и фотографий, коробочки, портсигары, букеты, фигурки животных и даже электрические звонки.

Отдельное место в собрании ювелирного искусства XVII-XIX веков занимают приборы для церковных богослужений: среди них вы увидите чарки, чаши для причастия и литургии, потиры с медальонами, панагии-реликвариумы, иконы с инкрустированными рамами.

Туалетный набор Анны Иоанновны

Императрица Анна Иоанновна уделяла много внимания внешнему виду и посвящала утреннему туалету не менее 6-8 часов. Однажды она заказала для себя золотой туалетный прибор в мастерских Й. Л. Биллера и И. Я. Вальда в Аугсбурге. В него входят 46 предметов: большое зеркало, щётки, булавки, флаконы, подсвечники, коробки, лотки и даже чайники, кофейники, шоколадницы, жаровня и бульонные чашки. Для создания изящных изделий мастера использовали разнообразные ювелирные техники, сочетали пунцирование, чеканку и полировку.

Сначала прибор хранился в личных комнатах, а затем стал частью императорской коллекции драгоценностей. Его доставали только тогда, когда нужно было подготовить к венчанию невесту императорского дома.

Парадная амуниция

В этой части зала хранится парадное холодное оружие — сабли и шпаги, принадлежавшие Екатерине II, Александру I, Николаю I. Здесь также можно увидеть коллекцию тростей, которые в XVIII веке стали неотъемлемым элементом светского костюма.

В центре экспозиции — два конских убора, которые султан Махмуд II преподнёс Николаю I в качестве дипломатических подарков. Первый из них доставили императору в честь подписания Адрианопольского мира. Комплект богато усыпан бриллиантами, выполнен в фиолетовом цвете, состоит из упряжи, сабли, ножен и чепрака. Второй убор символизирует благодарность за помощь в защите Константинополя от армии Ибрагима-Паши. Он включает те же предметы, но выполнен в синем цвете.

Правила посещения

Посетить Бриллиантовую кладовую можно только в составе экскурсионной группы. Максимальное количество человек — 10.

Экскурсия начинается в строго указанное в билете время, поэтому посетителям рекомендуют прийти на 10-15 минут раньше. После осмотра Бриллиантовой кладовой, гости могут продолжить самостоятельное путешествие по Эрмитажу по маршруту №1. Всего на посещение музея отводится 2 часа.

Режим работы в 2024 году

Бриллиантовая кладовая Эрмитажа работает по следующему графику:

  • вторник, четверг, воскресенье — с 11:00 до 17:00;
  • среда, пятница, суббота — с 11:00 до 19:00.

Выходные дни — каждый понедельник, а также 1 января и 9 мая.

Стоимость билетов и порядок их приобретения

Стоимость билета составляет 1000 рублей. Его можно купить в кассе музея или на сайте tickets.hermitagemuseum.org или на сайте tripster.ru. Для этого потребуются данные паспорта. Родителям нужно взять с собой паспорт и свидетельства о рождении детей.