Об атлантах Нового Эрмитажа в Санкт-Петербурге слышали даже те, кто никогда там не бывал. Десять монументальных фигур, каждая высотой пять метров, как бы держат на своих плечах балкон над входом в здание, в котором в XIX веке открылся первый публичный музей в России. Атланты отлично вписывались в архитектурную концепцию Нового Эрмитажа, построенного в стиле историзм. Отдельного внимания заслуживает процесс их создания. Учитывая, что фигуры огромного размера высечены из гранита и при этом обладают достаточно тонкими чертами, сделать это было непросто.
Атланты стали свидетелями смен нескольких исторических эпох и кажутся по-настоящему незыблемыми — даже бомбёжки в Великую Отечественную войну практически их не затронули. Поэтому вокруг них ходит множество традиций и легенд, которым следуют как местные жители, так и гости города.
Где находятся атланты
Атланты Эрмитажа в Санкт-Петербурге находятся на портике южного фасада Нового Эрмитажа. Они держат руками балкон — точнее, архитрав, то есть гладкую широкую балку, лежащую на капителях колонн. При проектировании Императорского музеума, открытого в 1852 году, этот фасад стал главным, а вход — парадным. Так было до 1940 года.
Ближе всего к портику Нового Эрмитажа — в 10 минутах ходьбы — находится станция метро «Адмиралтейская». Сначала выйдите к Невскому проспекту по Кирпичному переулку и Малой морской улице, перейдите проспект, а затем по Большой морской через Триумфальную арку дойдите до Дворцовой площади. Пройдя мимо Главного штаба Эрмитажа и Штаба гвардейского корпуса и повернув направо, вы окажетесь у Малого Эрмитажа на Миллионной улице. Далее вам нужно найти здание под номером 35. Впрочем, вы и так его увидите благодаря колоссальным фигурам атлантов.
История создания
Здание Нового Эрмитажа изначально проектировалось под первый в стране национальный художественный музей. Залы предназначались для размещения коллекций, и это отразилось в особенностях их организации. Были соблюдены все актуальные технические требования к экспонированию, хранению и коллекционированию предметов искусства. И внутри, и снаружи здание явилось примером классической музейной архитектуры Европы XIX столетия, оформленном в неогреческом стиле. Для создания проекта Николай I пригласил архитектора Лео фон Кленце из Германии.
Проект портика с десятью фигурами атлантов принадлежит самому Кленце. Исполинские торжественные фигуры идеально сочетались с горельефом на восточном фасаде на тему Власти, покровительствующей искусствам, а также с 28 фигурами великих мастеров античности и Ренессанса, размещённых на различных фасадах здания. Скорее всего, вдохновение для идеи установить на главном входе атлантов Лео фон Кленце почерпнул в поездке по Сицилии ещё в начале 1820-х — они напоминают скульптуры из храма Зевса в Акраганте. Благодаря фигурам атлантов высотой 82 метра его называют «Храмом Гигантов». На суд комиссии немецкий архитектор представил зарисовки женских фигур — кариатид — и мужских — атлантов. Было решено выбрать последние.
Самих атлантов создал скульптор Александр Теребенёв по малым моделям немецкого скульптора Иоганна фон Гальбига, который изваял их в 1840 году, опираясь на эскизы Кленце. В 1845 году модели были слегка переработаны, и Теребенёв приступил к созданию атлантов. К нему в мастерскую доставили серый гранит из города Сердоболь (сейчас это карельская Сортавала). Под его руководством 150 каменотёсов вырезали фигуры, а над лицами Теребенёв работал самостоятельно.
Атлантов установили на портике в 1848 году, а ещё год мастера укрепляли скульптуры на постаментах и проводили окончательную полировку. Лео фон Кленце оценил работу Теребенёва очень высоко, отметив чистоту работы, тонкость линий, гладкость и блеск полировки.
Повреждения
В 1920-1930 годы группа исследователей под руководством реставратора Игоря Крестовского обнаружила трещины на фигурах стоящих по углам атлантов в районах щиколоток и запястий. Советские власти всерьёз озаботились проблемой и стали изучать причины их появления, решили даже применить сейсмограф для проверки на землетрясения. Он действительно показал колебания, хотя Санкт-Петербург никогда не являлся местом, которому свойственна хоть какая-то сейсмическая активность. Но всё оказалось куда проще. Колебания были вызваны проезжающим транспортом из-за разницы дорожного покрытия около Нового Эрмитажа. Часть мостовой была торцовой — деревянной, а другая — булыжной. После асфальтирования дороги колебания прекратились.
В 1941 году в портик Нового Эрмитажа попал немецкий снаряд, повредив балкон, но не нанеся существенных повреждений атлантам. Только крайняя справа скульптура, смотрящая на Марсово поле, была слегка задета бомбой, но выстояла. Перед открытием музея в 1945 году южный фасад здания был полностью отреставрирован.
В 1997 году Научно-исследовательский институт Минобороны России провёл исследования крепёжных конструкций атлантов с помощью последних достижений науки и техники, а именно — сверхточной аппаратуры. Выяснилось, что в фундаменте произошли сдвиги. Кроме того, изначально эластичная конструкция, благодаря которой атланты должны были без проблем выдерживать изменения температуры, влажности и снега, перестала обеспечивать вертикальное смещение скульптур. Из-за этого в фигурах образовались серьёзные трещины. С начала 2010-х ведётся подготовка к новым исследованиям креплений скульптур, а также к последующей реставрации статуй, но из-за нехватки финансирования работы пока не начали.
Легенды и традиции
Уже сам по себе вид атлантов, исполинов, бережно держащих на своих руках тяжёлый портик, вызывает чувство надёжности и защиты. В Древней Греции титан Атлант удерживал на плечах небесный свод, защищая мир от его обрушения. Плюс вспомним, что скульптуры устояли во время бомбёжек в Великую Отечественную войну. Всё это привело к возникновению вокруг десяти атлантов Нового Эрмитажа множества традиций и легенд. Считается, что упомянутый выше правый крайний атлант обладает чудодейственной силой. Если прикоснуться к его большому пальцу и загадать желание, оно сбудется. Часто к портику приходят молодожёны — и не только для свадебного фото. Они верят, что брак будет счастливым, если прикоснуться руками к всё тому же большому пальцу атланта, сомкнув при этом свободные руки.
Атланты Нового Эрмитажа — одна из визитных карточек всего музейного комплекса. Всё, что связано с ними — уникально: от истории и процесса создания, до дальнейшего существования в составе крупнейшего музея в мире по числу экспонатов. Вот уже третье столетие атланты наблюдают за сменой исторических эпох, оставаясь практически невредимыми перед лицом времени и даже перед войнами. Неудивительно, что вокруг них ходит множество поверий и легенд.