Билеты и экскурсии в Эрмитаж и Главный штаб
Быстрый и удобный способ купить билеты и забронировать экскурсию онлайн без очередей и комиссии.
Обратите внимание, что вход в музей осуществляется по сеансам, а количество доступных билетов на каждый сеанс ограничено.

Скульптуры Эрмитажа

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге — один из самых крупных музеев мира, уступающий по количеству экспонатов лишь парижскому Лувру. Например, здесь хранится свыше 12 тысяч скульптур. Среди них есть шедевры итальянских мастеров вроде Микеланджело или Антонио Кановы, и даже оригиналы античной эпохи. Ниже собраны одни из лучших скульптур Эрмитажа с описаниями и фото.

«Спящая Ариадна»

Мраморная статуя царевны из древнегреческих мифов была создана скульптором Паоло Андреа Трискорниа в конце XVIII века. Итальянский мастер скопировал её с античного оригинала, который хранится в Ватикане. Царевна Ариадна не случайно изображена спящей. Это отсылка к одному из эпизодов знаменитого мифа про Тесея и минотавра. Герой выбрался из лабиринта с чудовищем только благодаря клубку ниток, полученному от Ариадны, и за это обещал взять её с собой в Афины и жениться. Но слово своё не сдержал и по пути бросил царевну на острове Наксос, пока та спала.

«Три грации»

Автор этой скульптуры начала XIX века — итальянец Антонио Канова. В древнегреческой мифологии три грации (их также называют харитами) олицетворяют женскую прелесть, красоту и очарование, а также считаются источниками вдохновения. Это очень популярный античный образ среди многих художников и скульпторов. Однако Канова изобразил богинь по-своему. В традиционной композиции две девушки обращены лицом к зрителю, а третья стоит спиной. У Антонио Кановы все грации повёрнуты в одну сторону и смотрят друг на друга. 

«Диана, отдыхающая после охоты»

Статуя изображает древнеримскую богиню охоты, которая стоит, опёршись на свой лук. Памятник был сделан в середине XIX столетия скульптором Эмилем Вольфом. 

«Аполлон и Дафна»

Скульптура Паоло Андреа Трискорниа датирована концом XVIII века. Это слегка упрощённая копия работы знаменитого итальянского мастера Джованни Лоренцо Бернини. Оригинал был сделан в первой половине XVII столетия и находится в Галерее Боргезе в Риме. Статуя изображает сцену из мифа про бога солнца Аполлона и Дафну — нимфу, которая дала обет безбрачия. Девушка так испугалась внимания Аполлона, что начала в страхе убегать от него. И, чтобы спастись от преследования, попросила богов превратить её в лавровое дерево. Этот процесс перевоплощения и демонстрирует скульптура.

«Лежащая вакханка»

Мраморная скульптура итальянского мастера Луиджи Бьенэме, созданная в середине XIX века, изображает обнажённую девушку на ложе. Это — вакханка, одна из жриц древнегреческого бога виноделия Вакха. В мифологии вакханки всюду сопровождали своего покровителя, а также участвовали в устроенных им праздниках — вакханалиях. Вино на этих торжествах всегда было в обилии, потому жрица и держит в руке бокал. Эрмитажу скульптуру передал Николай I, в свою очередь получив её от князя В. К. Ливена — перед смертью он подарил императору всю свою коллекцию, в которую входила и «Вакханка». 

«Скорчившийся мальчик»

Один из шедевров Микеланджело Буонарроти. Скульптура была сделана в первой половине XVI века вскоре после того, как Флорентийская республика пала и сменилась тираническим режимом Медичи. В этот период в работах Микеланджело появляется много трагических образов. И «Скорчившийся мальчик», которого итальянский мастер создал для Капеллы Медичи, — один из них. Лицо, руки и ноги юноши плохо детализированы, поэтому есть мнение, что скульптура не была завершена. Однако по другой версии это — сознательный художественный приём Микеланджело. 

«Венера и Амур, вынимающий ей занозу из ноги»

Скульптура, изображающая персонажей древнеримской мифологии, была сделана итальянцем Пьетро Тенерани в середине XIX века. Мастер запечатлел в мраморе маленького бога любви Амура, достающего занозу из ступни своей матери Венеры. У римлян она тоже была богиней любви, а также весны и плодородия.

«Венера в раковине»

Скульптура середины XIX века авторства Карло Финелли отсылает к популярному античном мифу о рождении Венеры. По сюжету богиня любви родилась в морской пене после того, как в воду попали капли крови бога Урана. До земли Венера доплыла на большой раковине — символе женского лона, — которую своим дыханием подгонял бог западного ветра Зефир.

«Амур и Психея»

В Эрмитаже можно увидеть две скульптуры с таким названием. Одну из них в конце XVIII века сделал Антонио Канова. Его работа основана на сюжете римского писателя Апулея. Прекрасная Психея, возлюбленная Амура, отправилась в подземное царство, чтобы принести богине Венере сосуд с красотой. Девушке нельзя было заглядывать внутрь сосуда, но она ослушалась и погрузилась в вечный сон. Психею вернул к жизни Амур, который спустился с неба и поцеловал её. Именно этот момент демонстрирует скульптура Кановы.

Вторая скульптура, созданная Джованни Мария Бенцони в XIX веке, вдохновлена другим мифом. Несмотря на красоту Психеи, никто не звал её замуж. Но однажды бог ветра Зефир унёс девушку во дворец, где каждую ночь к ней стал приходить на свидания Амур. Психее ни при каких обстоятельствах нельзя было видеть лицо бога любви. Но однажды она нарушила запрет, и Амур навсегда улетел. В своей работе Бенцони изобразил момент, когда крылатый бог готовится подняться в воздух, а Психея пытается его удержать.

«Афродита (Венера Таврическая)»

Это подлинная древнегреческая скульптура II века до нашей эры. Образ обнажённой Афродиты, богини любви и красоты, был одним из самых популярных у мастеров эпохи эллинизма. В 1719 году скульптуру привёз в Россию Пётр I. Сначала она находилась под охраной в Летнем саду, затем была перемещена в Грот Летнего сада. Перед тем, как попасть в Эрмитаж, «Афродита» также стояла в Таврическом дворце. Именно тогда, в начале XIX века, она получила своё второе название — «Венера Таврическая». 

Статуя Юпитера

Скульптура, сделанная из мрамора, гипса и позолоченного дерева, датирована I веком нашей эры. Она изображает верховного бога римской мифологии. В древности эту статую Юпитера причисляли к чудесам света. А сегодня она считается одной из самых больших античных скульптур, сохранившихся в мире.

Прогулка по залам Эрмитажа — это прекрасная возможность полюбоваться скульптурами, которые помнят события многовековой давности, и сделать фото знаменитых экспонатов.

Эрмитаж