Малый Эрмитаж в Санкт-Петербурге

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге — главная сокровищница России. Свыше трёх миллионов шедевров живописи, скульптуры и прикладного искусства разместились на площади 234 тысячи м2. Каждый из шести корпусов Эрмитажа интересен историей и экспозицией, уникален по архитектуре и внутреннему убранству. Малый Эрмитаж — сосед Зимнего дворца и одно из любимых мест Екатерины Великой. Расскажем, почему появилось это здание, какие секреты оно хранит, и какие экспозиции предлагает эта часть музейного комплекса. 

История Малого Эрмитажа

В отличие от своих предшественников, Екатерина II не скрывала антипатии к царской резиденции — Зимнему дворцу. По её мнению, здание было неуютным и мрачным. Через два года после своей коронации императрица распорядилась построить для себя маленький уютный уголок, который на французский манер стали называть эрмитажем. 

К разработке проекта павильонов для Екатерины Великой подключились архитекторы Ю. М. Фельтен и Ж. Б. Валлен-Деламот. Строительство велось 11 лет, с 1764 по 1775 годы. Именно с Малого Эрмитажа начала застраиваться набережная Невы на участке между Зимним дворцом и Зимней канавкой. 

Малый Эрмитаж обращён фасадом на Неву, особый акцент архитекторы сделали на портик — здесь шесть коринфских колонн, статуи древнеримских богинь и украшенный скульптурной группой аттик. Архитектурные формы резиденции отличаются богатством. С Зимним дворцом это здание соединяет проход с аркой.

1840-е года. Вид Миллионной улицы у Дворцовой площади. В. С. Садовников

Екатерина II проводила здесь много времени — устраивала обеды и ужины, отдыхала, узким кругом гостей играла в карты, наслаждалась скульптурой и живописью, которые лично приобрела для своей коллекции.

В 1765 году по проекту Юрия Фельтена построили Висячий сад. На первом этаже двухэтажного здания разместили дровяной склад, а на втором — внутренний сад (вертоград). За счет подогрева снизу, в саду всегда было теплее, и растения зацветали раньше, чем в остальном Петербурге. Позднее императрица распорядилась возвести здесь ещё два павильона — Северный и Южный. 

Северный павильон 

Он должен был стать центральной частью нового дворца в Санкт-Петербурге. Однако утвердить проект с первого раза не удалось: Екатерина Вторая вернула его, высказав множество замечаний. Поэтому строительство начали с Южного корпуса. 

Северный павильон достроили в 1769 году. Он выходил окнами на Дворцовую набережную, его также называли Оранжерейный дом. Залы этой части Малого Эрмитажа стали эпицентром увеселительных мероприятий и досуга императрицы и её приближённых. Одно из необычных решений резиденции — два подъёмных стола на 12 персон. Столы сервировали на нижнем этаже, а затем, когда гости готовы были перекусить, поднимались на второй этаж. После трапезы столы снова опускались, освобождая пространство для игр, спектаклей и танцев. 

Фото: Alex ‘Florstein’ Fedorov, CC BY-SA 4.0

Екатерина II лично составила шутливые правила, по которым гостям разрешалось входить в залы Северного павильона. Так, приглашённые должны были забыть о делах, вести себя непринуждённо и соблюдать несерьёзный этикет. Нарушителей правил наказывали — они должны были выпить стакан холодной воды. 

Южный павильон

Его начали возводить в 1764 году. Главный архитектор проекта Ю. М. Фельтен в экстерьере здания соединил сдававшее позиции барокко и зарождающийся в городских формах классицизм. 

По одной из версий, Южный павильон императрица построила для своего фаворита, графа Орлова. Личные покои Екатерины II имели выход через воздушный переход в «Фаворитский корпус», как ещё называли эту часть Малого Эрмитажа. После Орлова павильон занимал Григорий Потёмкин, а сегодня здесь располагается Научная библиотека Государственного Эрмитажа.

Alex ‘Florstein’ Fedorov,  CC BY-SA 4.0

Манеж и конюшни

Эти помещения появились в Малом Эрмитаже в 40-х годах XIX века. В 1837 году в Зимнем дворце произошёл пожар, уничтоживший интерьеры, картины, ценные вещи. 

Реконструкцию музейного комплекса доверили Василию Стасову. По задумке архитектора  между двумя корпусами Малого Эрмитажа появились конюшни, Манеж и каретный сарай. Стасов основательно подошёл к проекту — подвальные помещения были оснащены современными отопительными приборами — Аммосовскими печами, мощность которых позволяла отапливать и сами нижние комнаты, и Висячий сад. 

В 30-е годы XX века Эрмитаж переживал трудные времена, средств на содержание комплекса не хватало, поэтому было решено сдать Манеж под нужды конному подразделению ОСОАВИАХИМа. В 1938 году прошла масштабная реконструкция помещений, после чего Манеж и конюшни официально вошли в музейный комплекс. Их доработкой занимался архитектор А. Сивков. Через сквозную галерею он объединил пространства Зимнего дворца и манежа, создав единую экспозиционную площадь в одном стиле. До 2014 года манеж и конюшни служили архивом — здесь находились запасники музейного фонда, а сегодня, претерпев очередную реконструкцию, помещения используются для временных выставок. 

Сивковский переход

Этот переход организован в центре здания, он связывает Зимний дворец на уровне первого этажа и здание Нового Эрмитажа. Сивковский переход выполнен в стиле классицизма. Его выделяют полное остекление с двух сторон. Стены и пол выполнены из каррарского мрамора. Отделочный материал перенесли сюда из помещения купальни последнего российского императора. 

Заключение

Малый Эрмитаж — связующее звено между ключевыми корпусами Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Здесь экспонируются шедевры русского и зарубежного искусства. Начало бесценной коллекции положила Екатерина Великая. Одна из изюминок экспозиции — механические часы «Павлин», привезённые в нашу страну из Лондона для императрицы. В залах Малого Эрмитажа можно познакомиться с коллекциями западноевропейского прикладного искусства и архитектуры. С опытным гидом экскурсия будет более насыщенной. Проводники Трипстера знают многое о шедеврах Эрмитажа и судьбах его обитателей, поделятся с вами загадками его зданий.