Большой Эрмитаж

Большой или Старый Эрмитаж в Санкт-Петербурге, как и все здания, входящие в Главный музейный комплекс Государственного Эрмитажа, имеет интересную историю создания. Его строили почти два десятилетия, а в экспозиции присутствуют мировые шедевры живописи. Можно провести не один час, рассматривая экспонаты, выставленные в роскошно оформленных залах. Фасад Большого Эрмитажа выходит на Неву, поэтому из окон некоторых залов можно сделать впечатляющие фото.

Почему большой и старый

Почему этот корпус Главного музейного комплекса имеет в названии эпитеты «старый» и «большой»? Что особенного в его возрасте и размере? Изначально рядом с Зимним дворцом для императрицы Екатерины II было построено небольшое здание — «эрмитаж», где она могла бы проводить свободное время, отдыхать и любоваться картинами из своей коллекции. Со временем предметов искусства в собрании императрицы стало столь много, что потребовалось построить более крупное здание. Его стали называть Большим Эрмитажем, а его предшественника — Малым. Название «Старый» этот Эрмитаж приобрёл намного позже из-за того, что в 1852 году был построен Новый.

История строительства

Строительство Большого (Старого) Эрмитажа началось в 1771 году по проекту архитектора Юрия Фельтена. Он заступил на должность после того, как ушёл в отставку великий Бартоломео Растрелли, и ему пришлось переучиваться. Фельтен был мастером барочного стиля, в то время как для эрмитажных зданий требовался строгий классицизм. Над проектом Старого Эрмитажа Фельтен работал 16 лет, по 1787 год. Строительство проходило в два этапа: сначала построили западную, а потом — восточную часть. Интересно, что первые чертежи будущего Большого Эрмитажа датируются 1830-1840 годами. Над проектом трудились самые разные архитекторы, неоднократно менялась концепция внутреннего убранства.

Архитектура

Здание Большого Эрмитажа выглядит по-настоящему строгим, с выверенной композицией и точнейшими пропорциями. Оно практически полностью лишено украшений. На фасаде присутствуют небольшая лепнина и три скромных ризалита (выступа). С Малым Эрмитажем Большой соединяется застеклённым переходом. Также здание Большого Эрмитажа соединено с Эрмитажным театром крытым мостом через Зимнюю Канавку.

Залы Большого Эрмитажа

Залы Старого Эрмитажа в Санкт-Петербурге отличает богатство декора. Обилие мраморных колонн с позолоченными орнаментами и бронзовыми элементами, двери из черепашьих панцирей, камины, облицованные лазуритом — настоящие царские палаты в стиле классицизма. Картины западноевропейских художников служат одновременно и в качестве украшения интерьера, и как экспонаты.

Залы итальянской живописи XIII-XVIII веков

В Старом Эрмитаже выставлена богатая коллекция произведений живописного искусства, созданных в Италии в период с XIII по XVIII века. Здесь хранится старинная реликвия — крест с распятием авторства Уголино ди Тедиче, художника из Пизы, работавшего в XIII веке. Уникальность экспоната в том, что это единственная достоверная работа ди Тедиче.

Среди шедевров экспозиции — работы Тициана, Джорджоне, Караваджо и, конечно, Леонардо да Винчи и Рафаэля. В Большом Эрмитаже находятся две картины Леонардо — «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа». Больше ни один музей в России не обладает полотнами да Винчи. Картин Рафаэля, представленных в Старом Эрмитаже, также две. Это «Мадонна Конестабиле» и «Святое Семейство».

Лоджии Рафаэля

Сейчас Лоджии Рафаэля находятся в Новом Эрмитаже, но так было не всегда. Изначально, до строительства здания первого общественного музея в России, Лоджии располагались в отдельном корпусе, который примыкал к Старому Эрмитажу. Эта необычная галерея, созданная по повелению Екатерины II, является практически точной копией одноимённых Лоджий во дворце Ватикана. Росписи Рафаэля и его учеников на библейскую тематику в окружении искусных орнаментов с животными и цветами несколько лет старательно копировались мастерами под руководством Кристофера Унтербергера. После холсты по морю отправляли в Санкт-Петербург.

Театральная лестница

Театральная лестница расположена в восточной части здания Большого Эрмитажа. Её функция — обеспечить проход в Лоджии Рафаэля и Эрмитажный театр прямо с Дворцовой набережной Санкт-Петербурга. Также она связывает воедино все три этажа здания. В 1847 году её перестроил архитектор Николай Ефимов, работавший в стиле позднего классицизма.

Советская лестница

Первая ассоциация, которая возникает при упоминании этой лестницы Большого Эрмитажа — что она имеет какое-то отношение к Советскому Союзу. Но это совсем не так. За стеной вестибюля этой лестницы находился зал Государственного совета, где рассматривались законопроекты до того, как их утвердил император. Её построили на месте Овального кабинета. Автор проекта — архитектор Андрей Штакеншнейдер. Лестница связывает три музейных здания — Малый, Большой и Новый Эрмитажи.

Посещая Государственный Эрмитаж, в Большом (Старом) Эрмитаже можно провести не один час. Именно здесь собраны шедевры итальянских мастеров, известные на весь мир — произведения Леонардо да Винчи и Рафаэля.