Ван Гог в Эрмитаже

Посетители Эрмитажа в Санкт-Петербурге могут увидеть восемь картин легендарного живописца Винсента Ван Гога. Собрание было сформировано благодаря купцу и промышленнику Сергею Щукину, который славился своей любовью к коллекционированию предметов искусства. Именно в Государственном Эрмитаже выставлено наибольшее количество произведений нидерландского художника. Остальные пять находятся в Галерее искусства стран Европы и Америки ГМИИ им. А. С. Пушкина. В Эрмитаже представлены шедевры позднего периода творчества Ван Гога.

Где находится зал Ван Гога в Эрмитаже

Зал Ван Гога Государственного Эрмитажа находится на четвёртом этаже Главного штаба музея — в восточном крыле полукруглого здания на Дворцовой площади. Экспозиция располагается здесь сравнительно недавно — с 2014 года, после реконструкции и реставрационных работ. Именно здесь в Эрмитаже представлено современное искусство, а также проводятся временные выставки. Номер персонального зала Ван Гога — 413.

Картины Ван Гога в Эрмитаже

Представленные в Эрмитаже картины нидерландского постимпрессиониста можно разделить на три периода по годам их создания. В 1888 году были написаны «Воспоминание о саде в Эттене» и «Арена в Арле», в 1889 — «Куст, «Пейзаж с домом и пахарем» и «Портрет мадам Трабюк», в 1890 — «Белый дом ночью», «Хижины» и «Утро. Отправление на работу».

«Воспоминание о саде в Эттене»

Другое название картины, написанной в ноябре 1889 года, — «Дамы в Арле» или «Арльские дамы». В случае с Ван Гогом важно называть месяц создания полотна, ведь Винсент начал творить примерно за десять лет до смерти и написал за это время минимум 8500 картин и 1300 рисунков. Как можно догадаться из названия, произведение написано в городе Арль, где Ван Гог жил и работал с Полем Гогеном, другим знаменитым постимпрессионистом. По словам живописца, приведённым в его письмах к брату Тео, Арльские дамы — это его мать и сестра Виллемина.

«Арена в Арле»

Точный месяц создания картины неизвестен, но однозначно, что это 1889 год и период, когда Ван Гог творил в Арле вместе с Гогеном и попал под его художественное влияние. Это отчётливо видно, как на этом полотне, так и в «Арльских дамах»: изображение стало менее объёмным, цветовые пятна упрощены, для очерчивания силуэтов используется чёрный цвет. На картине показана коррида, которая проводилась на древнеримской арене в городе Арль. Среди публики есть знакомые Винсента — городской почтальон и его семья.

«Куст»

С мая 1889 по май 1890 года Ван Гог добровольно находится в психиатрической лечебнице города Сен-Реми. Этому предшествовали участившиеся приступы эпилепсии, а также ссора с Полем Гогеном и история с отрезанным ухом. Картину «Куст» называют одной из самых сильных в творчестве художника. Куст ирисов в больничном саду словно пребывает в движении вверх, небо — мрачное, ярко-фиолетовое. Всё это свидетельствует о психической нестабильности Винсента в тот период и в то же время — о его страстном желании жить. Раздельные, как бы вибрирующие мазки — отсылка к импрессионистической традиции.

«Пейзаж с домом и пахарем»

Эта картина была написана Ван Гогом в период с августа по октябрь 1889 года. Он пытался оправиться от одного из сильнейших приступов. В одном из писем к брату Тео Винсент рассказал, что возвращается к работе после болезни и изображает то, что видит из окна — холмы, жнивьё, солому на земле. Очевидно, что речь о полотне «Пейзаж с домом и пахарем». Интересен ракурс — Ван Гог нарисовал сельский пейзаж словно с высоты птичьего полёта.

«Портрет мадам Трабюк»

Жанна Лафюи Трабюк была женой надзирателя лечебницы в Сен-Реми. Её Ван Гог изобразил на картине в октябре 1889 года. Когда Винсент выбрал её моделью, ей было уже 55 лет. По словам художника, она была незаметной и несчастной. Именно это побудило его нарисовать мадам Трабюк. Они часто общались, и, по словам Жанны Лафюи, когда Винсент писал свои картины, то не был похож на душевнобольного. Мрачную и невыразительную гамму полотна оживляет пучок цветов на груди мадам Трабюк.

«Белый дом ночью»

Эта картина была написана в июне 1890 года — до смерти живописца оставалось немногим более месяца. В мае Ван Гог покинул больницу в Сен-Реми и переехал в город Овер. Казалось, что его здоровье наладилось, художник много и с радостью работал. Особенно часто он рисовал дома Овера. Один из них и изображён на полотне «Белый дом ночью». Долгое время картина считалась утерянной. Публике её представили в 1995 году на выставке произведений искусства «Неведомые шедевры» в Эрмитаже, которые были собраны СССР в качестве трофеев после Великой Отечественной войны.

«Утро. Отправление на работу»

Полное название этой картины — «Утро. Отправление на работу (подражание Милле)». Работы живописца Жана Милле ещё с 1975 года интересовали Ван Гога, он находил вдохновение в его серии «Четыре времени года» и пытался разгадать его художественную манеру. С ноября 1889 по январь 1890 года, находясь ещё в лечебнице, он повторил серию, посвящённую временам года. Но, конечно, не точь-в-точь, а по-вангоговски, со своими цветовыми решениями.

«Хижины»

Эта картина также написана в последние месяцы жизни Ван Гога в его «оверский» период. На ней изображены простые, крытые соломой крестьянские хижины, которые живописец считал лучшими образцами архитектуры той местности. Интерес к деревенскому быту простых людей всегда характеризовал творчество Винсента. Эта любовь к народу, незамысловатым городским и крестьянским постройкам, самой обыкновенной природе — которую Ван Гог изображал просто необыкновенно — оставалась  с художником до конца.

В зале Ван Гога в Эрмитаже посетители могут увидеть самое большое число картин великого постимпрессиониста. Все они написаны в поздний период творчества незадолго до смерти. Этот период, несмотря на постепенное ухудшение здоровья художника, является едва ли не самым ярким и знаковым.