Для культурного человека немыслимо побывать в Санкт-Петербурге и не посетить Эрмитаж. Но огромный музей — второй по величине в мире после Лувра — физически невозможно осмотреть ни за один, ни за два раза. Чтобы увидеть все 3 миллиона экспонатов, потребуется несколько лет. К счастью для посетителей, сотрудники музея разработали маршруты по Эрмитажу, объединив в экскурсию наиболее интересные для посещения залы. Рассказываем, чем они отличаются и какой лучше выбрать.
- Чем отличаются маршруты
- Маршрут 1
- Петровский зал
- Гербовый зал
- Георгиевский зал
- Павильонный зал
- Лоджии Рафаэля
- Зал Рубенса
- Зал Рембрандта
- Зал Диониса
- Искусство Древнего Египта
- Маршрут 2
- Концертный зал
- Малахитовый зал
- Гостиная Зимнего дворца
- Библиотека Николая II
- Арапский зал
- Ротонда
- Комнаты императрицы Марии Александровны
- Пикетный зал
- Александровский зал
- Большая церковь Зимнего дворца
- Какой маршрут выбрать?
- Главное
Чем отличаются маршруты
До пандемии коронавируса билеты в Эрмитаж продавали без разграничения маршрутов. Посетители могли осматривать любые залы в произвольной последовательности, а за продолжительностью пребывания в музее никто не следил. Пандемия внесла коррективы: чтобы разделить потоки гостей и избежать большого скопления людей, администрация музея разработала два маршрута перемещения по залам Главного музейного комплекса и один — по Главному штабу. Длительность пребывания ограничили двумя часами, а продажу билетов на один сеанс сократили до 100 штук.
Посетители, впервые попавшие в Эрмитаж, предпочитают в первую очередь осмотреть Главный музейный комплекс — самые популярные экспозиции находятся именно там. Поэтому стоит начать с маршрута 1 или маршрута 2. Главный штаб со знаменитой выставкой картин импрессионистов можно посетить в следующий раз.
Главный музейный комплекс включает в себя Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж, Эрмитажный театр и Новый Эрмитаж. Их связывают между собой переходы, так что можно перемещаться внутри комплекса.
Маршрут следует выбрать заранее, при покупке билета. Войдя в Эрмитаж с Дворцовой площади, вы попадёте во внутренний двор, где увидите указатели, которые направят вас к нужной двери. Вход на маршрут 1 расположен с правой, на маршрут 2 — с левой стороны.
Оба маршрута включают в себя ценные экспозиции Главного комплекса и во многом совпадают. Основное различие между экскурсиями заключается в порядке посещения залов. Это важно, потому что даже в пределах одного маршрута трудно осмотреть всё сразу — лучше в самом начале увидеть то, что вам больше всего интересно.
Есть и некоторые отличия в перечне доступных экспозиций. Например, в первый маршрут не входят Малахитовая гостиная, многочисленные залы культуры народов Азии. Но если в период действия строгих противоэпидемических мер посетители не могли переходить с одного маршрута на другой, то с 1 сентября 2021 года эти ограничения сняты. При желании вы можете осматривать любые залы, а маршрутизация — это просто удобный план посещения музея.
Маршрут 1
Это традиционный маршрут, по которому проводили экскурсии ещё до пандемии. Он оптимален для ценителей классического искусства — античной скульптуры, произведений западноевропейских мастеров живописи.
Вход на первый маршрут находится со стороны Иорданской лестницы. Поднявшись по ней на второй этаж, посетитель попадает в парадные помещения Зимнего дворца, затем знакомится с выставками Старого и Нового Эрмитажа. Остановимся на самых значимых экспозициях.
Петровский зал
В этом зале, который иначе называется Малым тронным, императоры проводили небольшие приёмы. Убранство помещения разработано в 1833 году французским архитектором О. Монферраном. Зал посвящён Петру I. В центральной нише расположен серебряный позолоченный трон, правда, изготовленный уже после смерти императора. На стене над тронным местом — масштабное живописное полотно работы итальянского мастера Я. Амигони, изображающее Петра I с богиней мудрости Минервой. Также здесь находятся картины, запечатлевшие сцены сражений Северной войны с участием императора. Стены помещения отделаны красным бархатом, декорированы белыми мраморными панелями и бархатными, расшитыми серебром панно.
Гербовый зал
Одно из самых больших и величественных парадных помещений Эрмитажа. Во времена Екатерины II здесь устраивали балы, в правление её преемника Павла I — траурные церемонии, а при Николае I зал стал местом проведения официальных императорских приёмов. Интерьер, разработанный по проекту архитектора В. П. Стасова, призван прославлять могущество Российской империи. В оформлении зала преобладает позолота. Массивные колонны, чередующиеся с французскими окнами, придают помещению величественный облик. При входе установлена скульптурная группа, изображающая русских витязей. На позолоченных люстрах расположены гербы российских губерний.
Георгиевский зал
Георгиевский зал, также называемый Большим тронным, приобрёл современный облик в 1841 году. Отделка выполнена из белого каррарского мрамора, по периметру установлены парные колонны. В центре — тронное место, над которым располагается барельеф с изображением Георгия Победоносца. Императорский трон был изготовлен в Лондоне для Анны Иоанновны в 1732 году. Золочёный орнамент потолка перекликается с рисунком наборного паркета, составленного из 16 пород дерева. Двусветное пространство, сочетание белого с золотым и пурпурным придают помещению монументальный и торжественный вид.
Павильонный зал
Созданный в середине XIX века А. И. Штакеншнейдером, этот зал Малого Эрмитажа поражает причудливой архитектурой с обилием деталей. В облике помещения соединились черты эстетики Запада и Востока. Автор проекта совместил ранее расположенные здесь центральный зал, кабинеты, зимний сад и столовую. Просторное помещение состоит из двух ярусов с аркадами, соединённых беломраморной лестницей. Интерьер украшен золочёной лепниной, зеркалами с орнаментом, четырьмя стенными фонтанами и напольной мозаикой — копией той, что была найдена при раскопках древнеримских терм. Часть экспозиции — висячий сад, вынесенный в застеклённую оранжерею. В Павильонном зале посетители могут увидеть знаменитые часы «Павлин».
Лоджии Рафаэля
Галерея с копиями фресок Рафаэля из Ватикана создана в 1792 году по заказу Екатерины II. Архитектор Дж. Кваренги разместил её в отдельном здании, пристроенном к Старому Эрмитажу. Сооружение копирует Лоджии Рафаэля в Папском дворце в Ватикане (есть лишь незначительные отличия от оригинала). Галерея состоит из равных по величине отсеков, образованных полукруглыми арками. На потолке каждой лоджии — копии рафаэлевских фресок на библейские темы. Стены расписаны «гротесками» — причудливым орнаментом из цветов, листьев, человеческих лиц, фантастических существ, который повторяет роспись в Ватикане.
Сами копии фресок выполнены на холсте. В течение нескольких лет над ними трудилась группа художников под руководством Х. Унтербергера.
Зал Рубенса
Этот зал Эрмитажа полностью посвящён искусству фламандского живописца Рубенса. Внушительная коллекция включает около 40 работ. Среди них такие известные полотна, как «Персей и Андромеда», «Союз Земли и Воды», «Вакх», «Снятие с креста», «Портрет камеристки инфанты Изабеллы». Кроме картин, в собрании представлены эскизы, выполненные рукой Рубенса.
Зал Рембрандта
Зал отведён под коллекцию Рембрандта — одну из крупнейших в мире. В собрании Эрмитажа представлены произведения всех периодов творчества художника: «Флора», «Жертвоприношение Авраама», «Снятие с креста», «Даная», «Давид и Ионафан», «Возвращение блудного сына». Большую часть работ из коллекции приобрела Екатерина II.
Зал Диониса
Зал 109, который находится на первом этаже Нового Эрмитажа, посвящён скульптуре Античности. Название ему дано в честь одного из предметов экспозиции — крупной статуи Диониса. Ещё один прославленный шедевр этой коллекции — Венера Таврическая, созданная во II век до н. э. Статуя изображает купающуюся богиню в человеческий рост (167 см). Эту скульптуру в 1719 году подарил Петру I папа Климент XI. Изначально Венера украшала Летний сад, впоследствии — сад Таврического дворца (этим объясняется название).
С античной скульптурой также можно познакомиться в залах Юпитера и Геракла (107 и 114 соответственно).
Искусство Древнего Египта
Выставка предметов древнеегипетского искусства и культуры размещается в трёх залах, расположенных на первом этаже Зимнего дворца. Экспозиция открылась в 1940 году по инициативе главного архитектора Эрмитажа А. В. Сивкова. Начало выставке положила коллекция артефактов, собранная русским учёным В. Г. Боком в конце XIX века. Сегодня в египетских залах Эрмитажа можно увидеть свидетельства разных этапов развития древней цивилизации: монеты, папирусы, предметы обихода, произведения искусства, фрагменты настенного рельефа гробниц, саркофаги. Один из самых интересных экспонатов коллекции — мумия жреца Па-ди-иста, возраст которой насчитывает около 3000 лет.
Маршрут 2
Второй маршрут длиннее и сложнее первого. Значительная часть его проходит по многочисленным лестницам Эрмитажа, лифты предусмотрены не везде. Это следует учесть тем, кому трудно много передвигаться пешком.
Маршрут начинается от Церковной лестницы, расположенной в левом крыле Зимнего дворца. Поднявшись по ней, вы сможете пройти в личные императорские покои — комнаты и залы, где члены царской семьи жили с 1840 года. Далее от Салтыковской лестницы схема маршрута разветвляется: можно подняться на третий этаж и познакомиться с искусством Азии, пойти в залы русской культуры XVIII века, осмотреть экспозиции, посвящённые искусству Великобритании и Франции. Все направления сходятся в Александровском зале. Отсюда маршрут ведёт в парадные помещения Зимнего дворца, к экспозициям искусства Античности, европейского Средневековья и Возрождения.
Расскажем кратко о некоторых особенно значимых объектах на карте второго маршрута.
Концертный зал
Созданный по замыслу В. П. Стасова, зал представляет собой образец классицистического стиля. Стены отделаны искусственным белым мрамором. Над карнизом, поддерживаемым парными колоннами, расположены статуи муз. Главный экспонат зала — выполненное из серебра надгробие Александра Невского, признанный шедевр русского искусства XVIII века.
Малахитовый зал
Здесь находилась парадная гостиная Александры Фёдоровны, жены Николая I. Идея оформления интерьера принадлежит архитектору А. П. Брюллову. В отделке использовано более двух тонн малахита. Декор колонн и каминов исполнен в технике русской мозаики: тонкие пластинки поделочного камня закреплены на основании, стыки заполнены малахитовой крошкой и отшлифованы. Роскошь убранства гостиной подчёркивается позолоченным орнаментом потолка и тёмно-красными драпировками. Мебель изготовлена по эскизам О. Монферрана. В зале также выставлена коллекция малахитовых изделий работы русских мастеров.
Гостиная Зимнего дворца
Эта гостиная тоже относится к покоям императрицы Александры Фёдоровны. К сожалению, интерьер, оформленный в 1840-е годы по проекту А. И. Штакеншнейдера, не сохранился. Сейчас гостиная отделана в стиле ампир. Мебель изготовлена в 1805-1806 годы по рисункам архитектора Луиджи Руска. Обивка гарнитура, настенные шпалеры, напольный ковёр и экран камина созданы мастерами Императорской шпалерной мануфактуры.
Библиотека Николая II
Внутреннее убранство библиотеки разработано в 1985 году придворным архитектором А. Ф. Красовским. Помещение оформлено в стиле английской готики. В отделке использованы ореховое дерево и тиснёная кожа. Книжные шкафы установлены вдоль стен в два яруса. На балкон ведёт резная деревянная лестница. Обращает на себя внимание камин из белого мрамора, украшенный символами правящей династии.
Арапский зал
Во времена Романовых здесь находилась столовая, где императорская семья проводила обеды в своём кругу или с гостями. Оригинальным названием зал обязан темнокожим слугам, которых называли арапами или эфиопами. Во время мероприятий они стояли у дверей столовой, открывали и закрывали их.
Интерьер столовой реконструировали после пожара 1837 года по проекту А. П. Брюллова. Зал оформлен в стиле неоклассики. Рифлёные дорические колонны поддерживают свод потолка, декорированного лепными элементами. Из мебели здесь были только стулья; стол вносили, когда семья собиралась обедать, а затем убирали.
Ротонда
Круглое помещение, разработанное архитектором О. Монферраном в 1830-е годы, было призвано соединять парадные залы дворца с жилыми покоями императорской семьи. После пожара 1837 года А. П. Брюллов восстановил убранство ротонды с небольшими изменениями. К первоначальному проекту добавилась галерея под куполом.
Комнаты императрицы Марии Александровны
Личные покои супруги Александра II Марии Александровны состоят из 8 комнат, расположенных анфиладой. Императрице принадлежали туалетная, ванная, спальня, будуар, Малиновый кабинет, Золотая гостиная, Белый зал и Зелёная столовая. Убранство некоторых комнат сохранилось в изначальном виде до наших дней.
Пикетный зал
Специальный зал для развода пикета (дворцового караула) появился в Эрмитаже после пожара 1837 года. Интерьер, спроектированный В. П. Стасовым, отличается строгостью и торжественностью. Стены отделаны барельефами на военную тему: изображениями доспехов, оружия, батальных сцен. Тот же стиль сохраняется в оформлении потолка.
Александровский зал
Как и многие другие помещения Эрмитажа, Александровский зал создан в результате перестройки дворца, пострадавшего от пожара. Замысел архитектора А. П. Брюллова заключался в том, чтобы увековечить память о событиях Отечественной войны 1812 года и об императоре Александре I. В оформлении зала сочетаются детали ампира, готики и древнерусской стилистики. Фриз украшен увеличенными копиями медальонов скульптора Ф. П. Толстого, которые в аллегорической форме изображают сцены войны с Наполеоном и походов русской армии 1813-1814 годов.
В зале проходит экспозиция художественных изделий из серебра работы западноевропейских мастеров.
Большая церковь Зимнего дворца
В Большой церкви проходили таинства крещения, венчания членов царской фамилии, богослужения по поводу православных праздников. Первоначальный интерьер в стиле барокко, пострадавший от пожара, был полностью восстановлен. Церковь можно осмотреть из примыкающего к ней зала, не заходя внутрь.
Какой маршрут выбрать?
На этот вопрос нет однозначного ответа: выбор зависит от личных предпочтений. Маршрут 1 идеален для тех, кто в большей степени интересуется классическим искусством: картины мастеров Высокого Возрождения и памятники Античности вы увидите в начале пути, когда ещё будете полны сил. Если же вас привлекает культура Азии, имеет смысл выбрать второй маршрут.
Тем, кто ни разу не был в Эрмитаже и имеет слабое представление об экспозициях музея, советуем начать с классического первого маршрута, а второй оставить для следующего посещения, когда захочется увидеть что-то новое.
Главное
- Эрмитаж — второй по величине художественный музей мира, который содержит более 3 миллионов экспонатов.
- В период пандемии администрация музея ввела новые правила посещения, в том числе передвижение по маршрутам.
- В Главном музейном комплексе Эрмитажа действуют два маршрута, которые отличаются друг от друга перечнем доступных залов и порядком их посещения.
- Маршрут 1 считается традиционным и включает самые известные экспозиции.
- Маршрут 2 — расширенный: в него входят залы, которых нет в первом маршруте.