Билеты и экскурсии в Эрмитаж и Главный штаб
Быстрый и удобный способ купить билеты и забронировать экскурсию онлайн без очередей и комиссии.
Обратите внимание, что вход в музей осуществляется по сеансам, а количество доступных билетов на каждый сеанс ограничено.

Что посмотреть в Эрмитаже за 1 день

В собрании Государственного Эрмитажа Санкт-Петербурга хранится более трёх миллионов экспонатов. На полноценное знакомство с коллекцией одного из крупнейших музеев мира понадобятся недели. Поэтому перед визитом путешественникам стоит заранее определиться, что посетить и посмотреть в Эрмитаже за один день. Ниже — информация о знаковых экспонатах и залах музея, которые обязательно нужно включить в свой маршрут. 

Как подготовиться к визиту

1. Выбрать удобные день и время. Государственный Эрмитаж входит в число самых посещаемых музеев мира, поэтому билеты рекомендуется покупать заранее. Сделать это можно как лично в кассе, так и онлайн — без очередей и длительного ожидания. Если хочется побольше узнать об экспонатах во время прогулки, есть возможность приобрести билет с аудиогидом.  

2. Выбрать формат посещения музея. Отправиться в путешествие по залам и выставкам Эрмитажа получится не только самостоятельно, но и в составе экскурсии. Опытный гид, сопровождающий посетителей, подробно расскажет об экспонатах на маршруте и сделает знакомство с экспозицией более увлекательным и запоминающимся.

3. Изучить правила посещения Эрмитажа. В залы музея нельзя входить в верхней одежде и с крупногабаритным багажом. Также запрещено проводить животных, брать с собой еду и напитки и фотографировать со вспышкой.

Что посмотреть за день

Оригинальные работы знаменитых итальянских мастеров, настоящее оружие рыцарей, древняя египетская мумия и ещё несколько экспонатов, которые точно стоит увидеть.

Иорданская лестница

Отсюда начинается маршрут по Эрмитажу №1. Главная лестница Зимнего дворца поражает своим роскошным обликом. Её украшает позолота и статуи итальянских и отечественных скульпторов, ступени и балясины выполнены из натурального белого мрамора, колонны — из серого гранита. А потолок над лестницей декорирован большим плафоном, изображающим богов на Олимпе. Всё это — результат работы русского архитектора В. П. Стасова, который в середине XIX столетия занимался восстановлением интерьеров Зимнего дворца после крупного пожара.

Изначально лестница имела другое название — Посольская. Это связано с тем, что в XVIII веке именно по ней в императорскую резиденцию поднимались все послы. Позднее лестницу также стали использовать для крёстного хода к Неве на праздник Крещения Господня. Своё новое имя она получила от иордани — крестообразной проруби, которую вырубали во льду для купания. 

Залы Древней Греции

В залах №111-114, которые расположены в Главном музейном корпусе, экспонируется древнегреческое искусство архаического и классического периодов. Экспонаты датированы VII-IV веками до нашей эры. Например, здесь можно полюбоваться многочисленными вазами, киликами для вина и другой расписной керамикой из Афин, Коринфа и ещё ряда городов. Или яркими примерами скульптуры: статуями Афины, Эрота или Геракла, а также рельефными надгробиями и прочими многовековыми памятниками. Среди работ есть как греческие оригиналы, так и более поздние римские копии.

В залах Древней Греции представлены и произведения искусства с острова Кипр. Самые древние экспонаты относятся к III тысячелетию до нашей эры.

Лоджии Рафаэля

Зал №227 на втором этаже Главного музейного комплекса целиком украшен работами знаменитого итальянского живописца и архитектора Рафаэля Санти. На сводах длинной галереи можно увидеть библейские сюжеты, а стены покрыты многочисленными гротесками — орнаментами с фантастическими мотивами.

Изначально эти произведения украсили дворец в Ватикане: лоджии папской резиденции в XVI веке расписали ученики Рафаэля по его рисункам и эскизам. А в конце XVIII столетия фрески были скопированы для размещения в Зимнем дворце по указу Екатерины II. При этом петербургские лоджии Рафаэля имеют различия с ватиканскими: в Эрмитаже шедевры итальянского мастера дополнены русскими изразцовыми печами, хрустальными фонарями и гербом в виде двуглавого орла.

Часы «Павлин»

Один из самых знаменитых и выдающихся экспонатов Эрмитажа. Его можно увидеть под стеклянным куполом в зале №204. Роскошные часы из позолоченной бронзы и серебра были изготовлены в Великобритании специально для императрицы Екатерины II по заказу её фаворита Г. А. Потёмкина. Сегодня они считаются единственным крупным автоматом XVIII века, который сохранился до наших дней в полностью рабочем состоянии. Несмотря на название, помимо павлина эти часы украшены ещё двумя фигурами — петухом и совой. Все три птицы не просто сидят на блестящих ветвях, а двигаются благодаря встроенным в корпус механизмам.

Рыцарский зал

В этой части Эрмитажа хранится одна из самых больших коллекций западноевропейского оружия в мире. Она насчитывает около 8000 экспонатов XV-XVII веков. Среди холодного оружия в зале представлены рыцарские мечи, стилеты, шпаги, рапиры, кинжалы и многое другое. В основном — испанского и немецкого производства. Здесь можно увидеть не только боевые, но и особенные церемониальные изделия. Например, меч с украшенным росписью клинком и серебряной рукоятью в бирюзе и гранатах. Или кинжал, декорированный слоновой костью, позолотой и драгоценными камнями.

Также в зале представлены образцы рыцарских доспехов и даже огнестрельного оружия — боевого и охотничьего.

Малахитовая ваза формы «Медичи»

Этот потрясающий экспонат украшает Советскую лестницу Эрмитажа. Ваза, имеющая форму древнегреческого кратера для смешивания вина и воды, была сделана в середине XIX века на Екатеринбургской гранильной фабрике. Как и другие малахитовые изделия (их в питерском музее более двухсот), она собрана по принципу мозаики из небольших пластин зелёного драгоценного камня. По бокам ваза украшена позолоченными бронзовыми ручками. Каждую из них венчает мужская голова. 

Форма этой и других подобных ваз названа в честь Медичи. Это знатный род, который неоднократно правил Флоренцией. Причина в том, что семейство Медичи владело знаменитой античной вазой аналогичной формы, датированной I веком до нашей эры. Сейчас она хранится во флорентийской галерее Уффици. 

Зал Леонардо да Винчи

В зале №214 Большого (Старого) Эрмитажа хранятся два шедевра-оригинала итальянского мастера — «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта». Обе эти картины Леонардо да Винчи написал в конце XV столетия. 

«Мадонна Бенуа» относится к искусству Раннего Возрождения. Она представляет собой жанровую сцену с религиозными элементами — нимбами над головами матери и ребёнка. А цветок с четырьмя лепестками в руках Мадонны, к которому тянется младенец Иисус, символизирует распятие. «Мадонна Литта» — это уже работа эпохи Высокого Возрождения, более яркая и возвышенная. Обе картины названы в честь своих последних частных владельцев: жены архитектора Л. Н. Бенуа и герцога Антонио Литта соответственно. 

Мумия в Египетском зале

В зале №100 хранится один из самых древних и интересных экспонатов Государственного Эрмитажа. Это настоящая мумия египетского жреца Па-ди-ист, которая датирована предположительно X веком до нашей эры. Останки помещены в стеклянный вакуумный короб, который уберегает их от дальнейшего разложения.

Это лишь малая часть экспонатов и залов Эрмитажа, которые однозначно стоит увидеть при посещении. Благодаря огромной коллекции в главный музей Санкт-Петербурга можно возвращаться снова и снова, постоянно делая для себя много новых интересных открытий.

Эрмитаж