Малахитовая гостиная, или Малахитовый зал, — одна из самых знаменитых комнат Государственного Эрмитажа. Современников поражала её роскошная отделка из ярко-зелёных колонн и каминов, выполненных из уральского малахита, и позолоты в сочетании с мебельной обивкой пунцового цвета. До сих пор многие гости Санкт-Петербурга отправляются в Эрмитаж, чтобы своими глазами увидеть эту гостиную. История зала совсем не простая — ему пришлось пройти через пожар и стать местом действия политических игр.
Где находится Малахитовая гостиная в Эрмитаже
Малахитовая гостиная находится в зале № 189 на втором этаже в северо-западной части Зимнего дворца Главного музейного комлекса Эрмитажа. Войдя через главный вход и поднявшись по Иорданской лестнице, посетители попадают в Невскую парадную анфиладу, в залах которой проходили торжественные собрания и празднества. Анфилада образована тремя залами, Аванзалом, Николаевским и Концертным, и сразу за ней следует Малахитовый зал.
История создания
Гостиная была создана в 1837 году для жены императора Николая I Александры Фёдоровны. Она связывала Невскую анфиладу с жилой половиной дворца, где находились покои императрицы. Автор интерьера — Александр Брюллов, профессор архитектуры и художник.
Первоначально комната носила название «Яшмовая гостиная». В 1830 году началась работа над новым залом для Александры Фёдоровны по проекту Огюста Монферрана. Помещение украшали колонны, пилястры и камин из натурального камня — серо-фиолетового порфира или яшмы, как тогда называли этот камень. Центральную стену украшала роспись с тремя аллегорическими фигурами Дня, Ночи и Поэзии кисти итальянца Антонио Виги. Настоящим украшением стал мебельный гарнитур, созданный немецким мастером Генрихом Гамбсом по эскизам Монферрана.
17 декабря 1837 года в Зимнем дворце случился пожар, в результате которого отделка из яшмы была полностью уничтожена. Многие предметы интерьера удалось спасти, и сейчас часть из них по-прежнему находится в гостиной — например, мебельный комплект авторства Гамбса. Настенную роспись с тремя аллегорическими фигурами пришлось воссоздавать. Новый проект, разработанный Александром Брюлловым, предусматривал использовать в отделке малахит яркого зелёного цвета, который в то время был в моде. Для этого потребовалось свыше двух тонн этого камня, который закупали у уральских горнодобытчиков Демидовых. Работы завершили в 1839 году.
События
Императорская семья использовала Малахитовый зал для семейного досуга. Здесь проходили праздничные обеды и ужины, домашние концерты и музыкальные вечера, также в гостиной члены семьи собирались перед торжественными выходами в Тронный зал или храм.
В 1917 году в течение нескольких месяцев, с июня по октябрь, вплоть до самого штурма Зимнего дворца, именно в Малахитовой гостиной проходили заседания Временного правительства.
Экспозиция Малахитовой гостиной
Малахитовые колонны, пилястры, камины, вазы и детали оформления мебели выполнены в технике «русской мозаики». На основу наклеивали тоненькие, толщиной от двух до четырёх миллиметров, малахитовые пластинки, в стыки между ними наносили малахитовый порошок, а затем всё зашлифовывали. В результате создаётся впечатление, что был использован цельный кусок малахитовой глыбы. Сейчас в Малахитовой гостиной экспонируются разнообразные изделия из этого камня, выполненные русскими мастерами в XIX столетии.
Ярко-зелёный цвет каменных предметов и деталей интерьера подчёркивается обилием позолоты в орнаментах на стенах и потолке, дверях и мебели. Благодаря белому цвету потолочные элементы не кажутся перегруженными золотом — убедитесь в этом, взглянув на фото.
Высокая ваза яйцевидной формы занимает особое место в экспозиции. Она присутствовала в интерьере Яшмовой гостиной ещё до пожара. В 1830 году её специально создал Огюст Монферран.
Интересные факты
В гостиной несколько раз бывал Александр Пушкин. Впервые поэт посетил Зимний дворец в феврале 1834 года. Незадолго до этого Николай I пожаловал ему звание камер-юнкера, и теперь Пушкин должен был посетить торжественный приём во дворце. А в апреле этого же года на специальной церемонии нужно было выразить признательность императрице. Этим событиям Пушкин был более чем не рад, и посещение Малахитовой — тогда ещё Яшмовой — гостиной оставило у него неприятные впечатления. В последний раз поэт и его жена побывали в этом зале на новогодних празднествах первого января 1836 года.
Малахитовая гостиная — одна из визитных карточек Эрмитажа. Она уникальна не только своим убранством и историей его создания, но и своей историей.