Военная галерея Зимнего дворца — памятник искусства и архитектуры, созданный, чтобы увековечить память о победе России в Отечественной войне 1812 года против французских (а по сути — европейских) войск под предводительством Наполеона. Также ролью галереи было отметить достижения русских войск в заграничных походах в 1813 и 1814 годах. Это мемориальное помещение было оборудовано по повелению императора-победителя Александра I. Он хотел, чтобы во дворце был свой собственный памятник в честь знаменательной победы. Однако воплощение этого замысла произошло уже при его сыне, Николае I. Военная галерея 1812 года является одним из залов Эрмитажа, интересных как своими экспонатами, так и с исторической точки зрения.
Где находится
Военная галерея 1812 года находится в Зимнем дворце, на втором этаже Главного музейного комплекса Государственного Эрмитажа. Номер помещения, в котором она находится, — 197. Её посещение предусмотрено Маршрутами № 1 и 2.
Пройти в галерею можно, поднявшись по главной парадной лестнице музея — Иорданской, а затем пройдя через Фельдмаршальский, Петровский и Гербовый залы. Это путь по Маршруту № 1.
Маршрут № 2 гораздо более долгий, но очень насыщенный. Он начинается на Церковной лестнице, которая ведёт в Малую церковь Зимнего дворца. Но вам нужно не туда, а в Концертный и Малахитовый залы. Оттуда необходимо попасть на Салтыковскую лестницу. Есть короткий путь — через Арапский зал, Ротонду и Тёмный коридор. Более длинный путь позволит вам увидеть больше экспозиций. Из Малахитовой гостиной пройдите в малую столовую императора Николая II. Далее вы сможете изучить разнообразие художественного убранства русского интерьера в XIX веке и начале XX столетия. Маршрут движения следующий: залы Росси и Гамбса, гостиная усадебного дома и будуар, Готический кабинет и Помпейская столовая, гостиная в стиле второго рококо и курительная комната, библиотека Николая II, помещения, оформленные в стилях неоклассики, модерна и неорус. И вот, наконец, — Салтыковская лестница. От неё пройдите через Тёмный коридор, экспозицию русского искусства XVIII века и искусства Англии XVI-XIX столетий, пройдите залы, в которых представлена надворная часть французского прикладного искусства XVI-XVIII веков. Вы попадёте в Александровский зал, где выставлена коллекция изделий из серебра из Западной Европы. Далее выбирайте один из двух путей. Первый — через Пикетный и Гербовый залы. Второй — через Предцерковный зал и Большую церковь Зимнего дворца. И вот, вы в Военной галерее в Зимнем дворце.
История строительства Военной галереи
Галерея была создана по проекту гениального архитектора Карла Росси в 1826 году. Ранее между Большим тронным (Георгиевским) и Белым (Гербовым) залами находилось несколько служебных помещений. На их месте и была спроектирована Военная галерея — мемориальный историко-художественный комплекс, созданный, чтобы увековечить память о великой победе русских войск и выразить благодарность всем участникам войны против Наполеона, в том числе союзническим войскам. Через неё проходят посетители Зимнего дворца на пути в главный зал — Большой тронный (Георгиевский), проникаясь духом патриотизма. В этом состояла задумка создателей галереи.
Выход в Большой Тронный зал находится в центральной части галереи, а прямо напротив него также в центре помещения — проход в Гербовый зал. Именно там проходили важнейшие церемонии при императорском дворе.
Стиль, в котором выдержано внутреннее убранство галереи — ампир, который во время Наполеоновских войн и в первые десятилетия XIX века был на пике популярности. Его отличает имперская строгость.
В самой верхней части галерейных стен размещены лавровые венки, внутри которых сделаны надписи — названия мест, в которых случились крупнейшие сражения (при Денневице, под Фер-Шампенаузом, при Карбахе, при Бриенне).
Между колоннами с правой стороны от портрета Барклая-де-Толли можно увидеть меомориальную доску со строками из стихотворения Александра Пушкина «Полководец», написанного в 1835 году. Её разместили в галерее в 1949 году, когда исполнилось 150 лет со дня рождения великого поэта.
В торцевой части галереи у двери в Предцерковный зал находятся две картины, на которых запечатлены главные события Отечественной войны 1812 года. Их написал баварский баталист Петер Хесс в 1840-х. Это полотна «Переправа французской армии через Березину» и «Бородинское сражение». Изначально в галерее они не выставлялись, их перенесли сюда в советское время. Над дверями в Предцерковный зал располагаются лепные лавровые венки, в которых написаны названия мест, где произошли самые значимые бои — Бородино, село Красное, сражения при Клястицах и Тарутине.
Торжественное открытие Военной галереи состоялось 25 декабря 1826 года в годовщину празднования победы. Дата «благодарственного празднества» была учреждена Александром I в 1814 году. Присутствовали все причастные лица — генералы и офицеры, ветераны, солдаты полков гвардии, награждённые медалями за взятие Парижа и участие в кампании. Сначала состоялось церковное богослужение, по итогу которого галерея была освящена. После мимо портретов военачальников и полководцев промаршировали солдаты пехотных и кавалерийских гвардейских полков. Традиция праздновать победу в Отечественной войне в галерее 1812 года на Рождество, 25 декабря, продолжалась долгие годы. В настоящее время она возрождена.
Почему Джордж Доу
Британского живописца Джорджа Доу и помощников из его мастерской для создания портретов героев кампании против наполеоновской Франции пригласил лично Александр I. Почему именно этого художника выбрал император-победитель для создания памятника воинской доблести России? Он повстречал Джорджа Доу в 1818 году в Аахене, где проходил Первый конгресс Священного союза. Туда приехали монархи и высшие сановники России, Пруссии, Австрии и Англии для обсуждения актуальных вопросов политики в Европе после победы над Францией. Туда же приехал и Доу в поисках новых заказов. Он написал портрет Петра Волконского, сделав это очень быстро и качественно. Александру I так понравился результат и скорость работы Джорджа Доу, что он решил пригласить его в Санкт-Петербург для воплощения нового грандиозного замысла по созданию галереи.
Работа над картинами для галереи продолжалась почти 10 лет, с 1819 по 1828 годы. Свой вклад внесли также российские художники Александр Поляков и Василий Голике и английский живописец и гравёр Томас Райт. Авторы писали героев с натуры далеко не всегда, ведь многие участники войны погибли на полях сражений. Так что часто в качестве образцов использовали написанные ранее изображения. У некоторых воинов при жизни не было портретов. Поэтому в галерее мы можем видеть 13 затянутых зелёными полотнами рам с именами и воинскими званиями, но без картин.
После пожара
Страшнейший пожар 1837 года в Зимнем дворце, к несчастью, затронул и Военную галерею. Однако благодаря слаженной работе и мужеству гвардейцев портреты удалось спасти.
В интерьер галереи, однако, пришлось внести изменения. Реставрационными работами руководил архитектор Василий Стасов. В их результате помещение стало длиннее на шесть метров, а сверху его перекрыл единый свод, под которым соорудили хоры. До пожара галерею освещали огромные люстры в виде лавровых венков — теперь их заменили напольные светильники. Хрустальные люстры, которые сейчас располагаются на стенах, были установлены в конце XIX столетия вместе с прочими электрическими осветительными приборами Зимнего дворца.
Кто в коллекции и почему
На стенах Военной галереи 1812 года размещены 329 поясных портретов генералов, которые участвовали в Отечественной войне и заграничных походах русской армии. Они размещены на стенах в пять рядов (в центральной части галереи — в четыре ряда).
Портреты наиболее прославленных полководцев находятся в центральной части галереи 1812 года. Их четыре: Михаила Кутузова, Михаила Барклая-де-Толли, британского полководца герцога Веллингтона и великого князя Константина Павловича. Портреты Кутузова, Барклая-де-Толли и Веллингтона выполнены в рост.
Изображение Кутузова занимает особое место: он расположен слева от двери в Большой тронный зал. Полководец взял на себя руководство русской армией в тяжелейший период в августе 1812 года и привёл её к победе, поэтому было важно специально отметить его заслуги.
Рядом с портретом Михаила Кутузова — изображения самых выдающихся полководцев и героев войны: Дениса Давыдова, Алексея Ермолова и Дмитрия Дохтурова. Здесь же — посмертные портреты Петра Багратиона, Якова Кульнева и Александра Тучкова 4-го, павших в боях. Эти портреты принадлежат авторству Джорджа Доу и художников его мастерской.
Интересна судьба изображения Сергея Волконского кисти Джорджа Доу, который мы можем видеть вверху в правом ряду. В ходе военной кампании 1812 года он проявил себя как настоящий герой, но потом принял участие в движении декабристов. Николай I приказал убрать его портрет из галереи. На своё место его вернули только в начале XX века.
Картина, изображающая британского военачальника герцога Веллингтона находится напротив. Он командовал союзной армией, поэтому отметить его заслуги было также важно. Тем более что в 1815 году после победы над Наполеоном при Ватерлоо Веллингтон получил чин генерал-фельдмаршала русских войск. Портрет написал Джордж Доу.
Портрет фельдмаршала Барклая-де-Толли авторства Джорджа Доу находится справа от входа в Георгиевский (Большой тронный) зал.
Напротив, у входа в Гербовый зал, находится упомянутое выше изображение великого князя Константина Павловича, выполненное Томасом Райтом.
В торце галереи 1812 года располагаются конные портреты правителей, которые заключили союз против Наполеона. Особое место занимает изображение императора-победителя Александра I авторства немецкого живописца Франца Крюгера. Картину окружают позолоченные бронзовые колонны, на вершинах которых находятся орлы, держащие в лапах лавровые венки. К ним прикреплены люстры, сделанные из хрустальных гирлянд — к композиции их добавили позже, в конце XIX столетия. Справа — портрет императора Австрии Франца I, написанный австрийцем Иоганном Петером Крафтом. Слева — изображение короля Пруссии Фридриха-Вильгельма III, который создал вышеупомянутый Франц Крюгер. Все эти картины разместили в галерее уже в начале 1830-х. В этой части помещения можно познакомиться с портретами выдающихся военачальников — Матвея Платова, Михаила Милорадовича и Петра Витгенштейна.
У дверей в Предцерковный зал рядом с картинами Петера Хесса помещены изображения нижних чинов роты дворцовых гренадер — унтер-офицера Гетгортфа и барабанщика Василия Акентьева.
Военная галерея 1812 года Зимнего дворца — место, которое необходимо обязательно посетить в Эрмитаже, так как оно имеет важное значение с исторической точки зрения. В центре Санкт-Петербурга в целом и в Эрмитаже в частности победу в Отечественной войне прославляет очень многое — Триумфальная арка, созданная Карлом Росси, Александровская колонна авторства прославленного архитектора Огюста Монферрана на Дворцовой площади, Александровский, Пикетный, Гербовый и Фельдмаршальский залы Зимнего дворца. И, конечно, это Военная галерея 1812 года, где можно увидеть, как выглядели герои русской армии и антинаполеоновской коалиции, победившие войска Наполеона.