Музейный комплекс Эрмитаж включает 6 зданий, почти 20 километров коридоров, 350 залов, где представлено свыше миллиона произведений изобразительного и прикладного искусства. Некоторые из работ выкупали специально для музея по личным приказам императоров, другие были подарены частными коллекционерами.
- Знаменитые шедевры Эрмитажа
- «Мадонна Бенуа», Леонардо да Винчи
- «Мадонна Литта», Леонардо да Винчи
- «Мадонна Конестабиле», Рафаэль Санти
- «Даная», Рембрандт
- «Возвращение блудного сына», Рембрандт
- «Дама в голубом», Гейнсборо
- «Танец», Анри Матисс
- «Композиция VI», Василий Кандинский
- «Апостолы Петр и Павел», Эль Греко
- «Женщина, держащая плод», Поль Гоген
- «Бульвар Монмартр в Париже», Камиль Писсарро
- «Две сестры» («Свидание»), Пабло Пикассо
- «Юноша с лютней», Караваджо
- «Благовещение», Джованни Баттиста Чима да Конельяно
- «Завтрак», Диего Веласкес
- Часто задаваемые вопросы
Знаменитые шедевры Эрмитажа
Мы отобрали 15 полотен, которые стоит увидеть каждому посетителю музея.
«Мадонна Бенуа», Леонардо да Винчи
Доподлинно не известно, как полотно попало в Россию. Искусствоведы предполагают, что семейство Бенуа приобрело его у артистов бродячего цирка. В начале XX века государственный музей в Питере купил картину у наследников, а в тяжёлые времена 20-30-х годов правительство едва не продало полотно американскому министру финансов. К счастью, сделка сорвалась, и шедевр остался в стенах Эрмитажа.
С одной стороны, на полотне изображена милая семейная сцена матери и ребенка. Но когда вглядываешься, становится не по себе: цветок, который Мадонна показывает Христу ― крестоцвет ― символ будущих страданий. Некоторые специалисты до сих пор сомневаются в завершённости работы, но в этом, наверное, и кроется её очарование.
«Мадонна Литта», Леонардо да Винчи
Полотно размером всего 42х33 сантиметра поражает глубиной и монументальностью. На маленьком холсте изображена сцена, неподвластная времени: мать кормит дитя грудью. Художник намеренно создал мрак, чтобы выделить лик Богоматери и младенца, придав им величие. На картине много интересных деталей. Вглядитесь: младенец держит в руках птичку, вырезы для кормления на одеянии Мадонны были когда-то зашиты, а сейчас вспороты.
Некоторые эксперты утверждают, что над образами трудились ученики художника. Другие уверены — в авторстве Да Винчи нет сомнений. Записи и наброски композиции свидетельствуют о том, что произведение принадлежит кисти великого Леонардо. Более того, рука мастера видна и в проработке частей тела маленького Иисуса и головы Богородицы, в слегка небрежных деталях фона и складок одежды.
«Мадонна Конестабиле», Рафаэль Санти
Произведение относится к ранним работам живописца. Считается, что на момент создания ему было всего 20 лет. Многие культурологи связывают его увлечение образами Мадонны с детской травмой: когда Рафаэлю было 11 лет, он потерял родную мать и недополучил её любви. Именно о душевных страданиях «кричит» каждое изображение Богородицы.
Чтобы спасти работу от разрушительной силы времени, в 1881 году специалисты перенесли её с доски на холст. При этом они обнаружили, что изначально в руках Девы Марии был гранат ― символ пролитой крови Христа.
«Даная», Рембрандт
1985 год, 15 июня. В Эрмитаже появляется неприметный человек. Он подходит к холсту, вынимает нож и наносит удары по картине, а затем выплескивает на неё какую-то жидкость. Злоумышленника поймали, но произведению нанесён серьёзный ущерб. Реставрация длилась 12 лет, и только в 1997 году картину снова выставили в зале.
Полагают, что Рембрандт изобразил свою жену ― изначально работа создавалась не для продажи. В середине прошлого столетия специалисты Эрмитажа провели рентгеноскопическое исследование и выяснили, что картина была переписана после кончины супруги: портрет на нижнем слое имел большее сходство с реальной женщиной.
«Возвращение блудного сына», Рембрандт
Это последняя работа великого живописца, которую он переписывал три раза. Искусствоведы считают, что блудный сын ― это сам Рембрандт, решивший перед кончиной покаяться в грехах. Образ Господа воплощён в облике отца. Он понимает, принимает и прощает ошибки. Старший сын олицетворяет совесть живописца, а мать ― любовь.
Картина впечатляет масштабом и глубиной. Когда стоишь у большого полотна размером 262х205 сантиметров, кажется, что находишься рядом с этими людьми и всё происходит здесь и сейчас.
«Дама в голубом», Гейнсборо
Художник творил в весьма своеобразной манере. Он брал сильно разбавленные краски и двухметровые кисти ― так он находился практически на одинаковом расстоянии от мольберта и модели. За счёт такого приёма ему удавалось передать целостность образа.
На картине изображена прекрасная незнакомка. Она окутана загадочной дымкой, но при этом не лишена реалистичности. Имя женщины, которая позировала мастеру, доподлинно не известно. Есть версия, что это любимая дочь генерала Боскауэна, но гипотеза ничем не подтверждена. Некоторые искусствоведы выдвигают смелую версию ― мы видим авантюристку, которая выдавала себя за княжну Тараканову.
«Танец», Анри Матисс
Это масштабное панно, которое Анри Матисс писал специально для коллекционера Сергея Щукина. Те, кто его видел и знал, в чьём доме полотно будет висеть, недоумевали ― как такой человек может платить за этот «шедевр» и выставлять его напоказ.
На картине изображены пять обнажённых женщин. Взявшись за руки, они танцуют на фоне синего неба. Матисс намеренно упростил сюжет и отсёк лишние детали, чтобы передать чувственность движений танцовщиц. Для работы он использовал всего три цвета: красный, синий и зелёный.
Сегодня яркий и экспрессивный шедевр украшает Эрмитаж.
«Композиция VI», Василий Кандинский
В работе мастер попытался рассказать историю о преодолении хаоса. Картина написана в 1913 году в Мюнхене. Сначала автор хотел назвать свою работу «Потоп»: через беспредметную живопись он изобразил самый знаменитый библейский сюжет, поражающий драматичностью и грандиозностью. Позже Кандинский отказался от этой идеи, не желая вешать ярлык на своё творение.
Форма и цвет ― главные инструменты, с помощью которых мастер передаёт динамику, ритм, остроту. Перед посетителем Эрмитажа как будто открывается живая панорама, в которой можно разглядеть очертания тонущего ковчега и животных.
«Апостолы Петр и Павел», Эль Греко
Художник акцентирует внимание на психологических характеристиках персонажей. На картине представлены два типа человеческой натуры: Пётр (слева), отрицающий существование Иисуса Христа, и Павел, приверженец веры. В центре композиции ― руки апостолов, своего рода диалог между ними и символ единения.
Эль Греко много раз изображал святых, при этом сохраняя максимальную похожесть: Пётр ― седовласый старец в жёлтой одежде, а Павел ― лысеющий, в красной мантии поверх синего или зеленого платья.
«Женщина, держащая плод», Поль Гоген
Полотно было куплено Иваном Морозовым, русским меценатом. Долгое время оно украшало частную коллекцию, но после революции его национализировали. У шедевра две версии. Первая написана на год раньше (1892 год) и хранится в музейных фондах Германии, а вторая — в Эрмитаже.
Живописец изобразил свою молодую супругу Техуру, которая на тот момент была беременна. Плод в её руках нельзя назвать грешным. Скорее, он означает материнство, продолжение рода.
«Бульвар Монмартр в Париже», Камиль Писсарро
Французский художник написал эту картину уже в зрелом возрасте ― 67 лет.
Импрессионист стремился передать ощущения от увиденного городского пейзажа, передать активное движение и бурную жизнь парижской улицы. В работе он использовал яркие цвета, а не мягкую серую палитру. У некоторых картина вызывает ассоциации с кровью, текущей по венам в человеческом организме. Если она остановится, то ничего не будет ― жизнь кончится.
«Две сестры» («Свидание»), Пабло Пикассо
Сюжет для картины художник подглядел в госпитале, где лечились женщины лёгкого поведения. На картине мы видим две фигуры: молодая девушка, вероятнее всего, беспутная мать, передаёт своего малыша на попечение монахине, которая безо всякого осуждения готова принять плод грешной любви. Если приглядеться, можно заметить, что тень отбрасывает только одна женщина ― та, которая отказывается от младенца. Такой приём ― намек на грехопадение.
«Юноша с лютней», Караваджо
Много лет картину называли «Лютнистка». Считалось, что на ней ― девушка, играющая на музыкальном инструменте. В начале XX века эксперты определили, что на полотне изображён молодой мужчина. На нотах разглядели запись партии Я. Аркадельта, обладателя сильного баса. При этом он должен был петь «Знаете, я вас люблю». Женщина не смогла бы осилить эти строки, так как они тяжелы для горла. Кроме того, лютня всегда считалась инструментом, на котором могут играть только представители сильного пола.
У картины три версии. Самая удачная, по мнению искусствоведов, находится в Эрмитаже. Другие выставлены в Нью-Йорке и усадьбе Бадминтон-хаус в Англии.
«Благовещение», Джованни Баттиста Чима да Конельяно
Мастер представил один из самых известных эпизодов Нового Завета, который описан в Евангелие от Луки: ангел, посланный Господом, принес Марии и Иосифу радостную весть о скором рождении сына.
С 2005 до 2011 год картина была на реставрации. Специалисты провели множество физико-химических исследований: сняли слои лака, которые нарушали оптический колорит, и удалили прописки, перекрывавшие оригинальные краски. На поверхности они нашли отпечатки пальцев самого художника. Реставраторы полагают, что он мог оставить их, растушевывая мазки. Кроме того, обнаружили несколько латинских букв ― всё, что осталось от подписи автора произведения.
«Завтрак», Диего Веласкес
Работа относится к жанру богедон. В переводе с испанского слово означает «погребок». Есть предположение, что ранее она висела в обеденном зале небольшой таверны.
На полотне изображены три человека разного возраста: мальчик, мужчина и старик. Эти образы встречаются в других художественных произведениях мастера. Кто такой мальчик, известно. Он жил у самого Д. Веласкеса и часто позировал ему. Других людей экспертам не удалось идентифицировать.
У «Завтрака» есть семь вариантов, но принадлежащим кисти мастера считается тот, что выставлен в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Работа числится в собраниях фонда музея с 1773 года. Установить подлинное авторство не удавалось вплоть до конца XIX века. Только в 1895 году эксперты перестали сомневаться в авторстве и включили работу в основной каталог.
Увидеть за один визит все шедевры мирового изобразительного искусства, представленные в Эрмитаже, невозможно. Поэтому лучше спланировать посещение музея ― выберите те полотна и экспонаты, с которыми хотите познакомиться в первую очередь, определите, в каком корпусе и каком зале они расположены. Посмотрите, по какому маршруту пролегает ваш путь в Эрмитаже ― по первому или второму. Такая подготовка поможет правильно распределить время на посещение экспозиции.
Часто задаваемые вопросы
Как купить бесплатный билет в Эрмитаж онлайн?
Билеты любой категории на любое мероприятие в Эрмитаже легче всего купить онлайн на сайте музея. Вам не придётся выстаивать большие очереди. Вы не столкнётесь с тем, что все билеты на нужный вам сеанс уже разобрали, и остаётся только ждать следующего или вообще приходить в другой день. Продажи на сайте открываются примерно за месяц, и вы можете спокойно выбрать требуемую дату и время визита, а затем оплатить покупку также онлайн. Вам даже не понадобится распечатывать билеты. Они придут вам на email, и на входе в музей нужно будет приложить штрих-код к турникету.
Онлайн можно приобрести и бесплатный билет. Такая льгота доступна не всем, а только особым категориям граждан:
- представителям творческих союзов, в которые входят архитекторы, художники, дизайнеры, скульпторы.
- тем, кто входит в Международный Совет музеев;
- тем, кто работает в музеях РФ;
- инвалидам из РФ и иных стран, входящих в ЕАЭС: первой и второй группы (включая колясочников и тех, кто не может передвигаться и осматривать экспонаты самостоятельно), детям-инвалидам (гражданство может быть любое) и одному сопровождающему;
- тем, кому присвоено звание героя Социалистического труда;
- носящим звание полного кавалера Ордена Трудовой Славы;
- носящим звание полного кавалера Ордена Славы;
- героям СССР;
- ветеранам Великой Отечественной войны;
- жителям Ленинграда в период блокады в Великую Отечественную;
- узникам концентрационных лагерей и гетто во Вторую мировую войну, которые в то время ещё не достигли совершеннолетия;
- ветеранам боевых действий (категория конкретизируется в законе «О ветеранах» 1995 года);
- героям Российской Федерации;
- призывникам;
- несовершеннолетним в возрасте до 14 лет.
При заполнении формы на сайте необходимо указать, на основании какого документа полагается бесплатный проход. На входе в музей нужно будет его предъявить.
Эрмитаж предоставляет один день в месяц, когда посмотреть коллекцию экспонатов бесплатно могут и другие посетители. В третий четверг каждого месяца к перечисленным выше категориям с правом бесплатного прохода в музей добавляются:
- пенсионеры из РФ и других стран ЕАЭС;
- студенты, аспиранты, интерны, врачи-ординаторы, курсанты, адъюнкты;
- многодетные семьи не только из России, но и стран Евразийского экономического союза.
Бесплатный билет позволяет посетить:
- Главный музейный комплекс на Дворцовой площади: Зимний дворец, Эрмитажный театр, Малый, Большой и Новый Эрмитажи, Главный штаб.
- Музей Императорского фарфорового завода.
Когда Зимний дворец стал Эрмитажем?
И Зимний дворец, и Эрмитаж своим созданием обязаны императрице Екатерине II. Большая императорская резиденция на Дворцовой площади была создана в середине XVIII века, с 1754 по 1762 годы, легендарным итальянским архитектором Франческо Растрелли. Стиль дворца определяется как «барокко» — с большим количеством украшений, лепнины, разнообразных колонн. Интересно, что каждый из четырёх фасадов уникален по принципу построения и украшения, хотя они и были объединены единым стилем.
На протяжении почти 150 лет Зимний дворец был главной резиденцией российских императоров. После событий 1917 года он приобрёл официальный статус государственного музея. Но своим большим собранием экспонатов (картин, созданных лучшими художниками, скульптур, украшений, найденных в ходе раскопок захоронений древних племён) он прославился задолго до XX века.
Первый шаг к созданию большой музейной коллекции в новой императорской резиденции сделала сама Екатерина II. Она же впервые и употребила слово, которым сейчас называется один из самых больших музеев мира с невероятным собранием картин самых выдающихся художников со всего мира и других экспонатов — «Эрмитаж». С французского его можно перевести как «пространство для уединения».
Екатерина была страстной любительницей произведений искусства. Она активно приобретала работы лучших художников своего времени — Рембрандта Харменса ван Рейна, Якоба Йорданса, Франса Хальса, Яна Стена, а также итальянских художников, создававших картины в XVI и XVII веках. Постепенно в покоях Зимнего дворца для размещения картин почти не осталось места. Тогда в 1764 году императрица повелела построить рядом с Зимним небольшое здание, в котором можно было бы выставить полотна. Предполагалось, что туда могли приходить только члены императорской семьи и приглашённые гости. Уютные гостиные и тенистая оранжерея располагали к уединённым прогулкам и спокойному наслаждению предметами искусства в одиночестве. Поэтому Екатерина назвала новый корпус Эрмитажем. Сейчас мы знаем его как Малый Эрмитаж. Так он называется ещё и потому, что в северной части здания императрица любила проводить «малые эрмитажи». Так она называла весёлые вечерние мероприятия, в ходе которых гости смотрели спектакли и принимали участие в играх.
Строительство продолжалось около двух лет, до 1766 года. На момент открытия Малого Эрмитажа в коллекции императрицы было 225 картин, которые разместили в новом здании. Среди них работы таких художников, как Рембрандт, Питер Пауль Рубенс, Антонис ван Дейк.