Эрмитаж — это 365 залов и более 3 миллионов произведений искусства и памятников культуры от каменного века до наших дней. Гостям и жителям города, которые раньше никогда здесь не были, трудно выбрать лучший маршрут или экскурсию. Расскажем о главных достопримечательностей музея, которые стоит увидеть в первую очередь.
Почему стоит посетить Эрмитаж
Несколько веков Дворцовая площадь была основным местом, где российские императоры и цари строили свои резиденции. Сейчас здесь располагаются корпуса одного из крупнейших музейных комплексов мира.
Знакомство стоит начать с залов Зимнего дворца, Малого, Большого и Нового Эрмитажа. Они удивляют не только богатством коллекций, но и архитектурным обликом, интерьерами. Во многих помещениях главного музейного комплекса сохранились первозданные элементы декора — лепнина, фрески, шторы, мебель.

Куда сходить в Эрмитаже в первый раз
Залы Древней Греции
Здесь собраны знаменитые скульптуры древнегреческих богов и царей, литературных и мифических героев, а также портреты, барельефы, украшения, камеи, оружие, саркофаги, предметы быта и ценности. На витринах вы увидите дверные ручки, масляные светильники, монеты и печати античного периода. Отдельного внимания заслуживает небольшая коллекция военных доспехов: шлемов и кнемид из бронзы, наконечников для стрел, копий и лошадиной сбруи.
Всего коллекция насчитывает около 106 000 памятников истории, культуры и искусства из Древней Греции, Италии, Рима и Северного Причерноморья. Их возраст датируют от начала III тысячелетия до н. э. и до IV века н. э.

Это парадная лестница, которая встречает посетителей Зимнего дворца и ведёт к анфиладе парадных залов. Автор проекта — Франческо Растрелли, который выбрал в качестве ведущего стиля русское барокко. Белые мраморные ступени и красивые балюстрады напоминают убранство Версальского дворца, а высокие потолки и обилие света создают ощущение величия и простора.
Сначала её называли Посольской: в прошлом по ней поднимались представители иностранных государств, которые прибыли для аудиенции с императором. Более позднее название — Иорданская. Оно объясняется тем, что в Крещение Господне по этой лестнице царская семья спускалась к иордани — проруби в Неве, где освящали воду.

Военная галерея
Экспозиция располагается между Гербовым и Большим Тронным залом Зимнего дворца. Здесь вы увидите 332 портрета генералов, которые доблестно сражались за родину во время Отечественной войны 1812 года. Среди них М. И. Кутузов, М. Б. Барклай-де-Толли, П. И. Багратион, Н. Н. Раевский. Картины принадлежат кисти одного художника — англичанина Джорджа Доу, которому ассистировали Александр Поляков и Вильгельм Голике. На создание полотен ушло 9 лет.
Над проектом галереи работал Карл Росси, а список генералов составлял Инспекторский департамент Главного штаба и лично Александр I. Император и комиссия 7 лет решали, кто достоин занять почётное место.
В 1837 году случился пожар. Он уничтожил интерьер галереи, но ни один портрет не пострадал от огня. В ходе реставрации архитектор В. Стасов решил увеличить помещение на 6 метров. Благодаря этому галерея стала ещё более торжественной и величественной.

Уникальный механизм изготовили Джеймс Кокс и Фридрих Юри в 1770 году. В Эрмитаже необычные часы оказались благодаря князю Григорию Потёмкину — он купил их специально для музея. Во время транспортировки из Великобритании одна часть деталей механизма пострадала, а другая потерялась. Изобретатель Иван Кулибин смог полностью восстановить его только к 1794 году.
Часы выполнены из золочёной бронзы и серебра и украшены хрусталём. Их интересный облик напоминает сюжет волшебной сказки. Несмотря на возраст, они исправно работают. Каждую среду в 19:00 посетители музея могут посмотреть на необычные фигурки павлина, совы, петуха и насекомых, которые двигаются и издают звуки.

Рыцарский зал
В этом зале Нового Эрмитажа представлена коллекция оружия Западной Европы XV-XVII веков. В центре экспозиции располагаются четыре конных воина в рыцарских латах. На стенах висят шпаги, сабли и даги, арбалеты, пистолеты и карабины.
Всего здесь собрано более 15 000 редких экспонатов из Германии, Испании и Франции, Италии и других стран. Александр I лично собирал коллекцию и дополнял её трофеями, привезёнными из кавказских походов, русско-турецких кампаний и войн с Персией. Благодаря экспозиции вы сможете проследить эволюцию боевого и оборонительного оружия, увидеть обмундирование воинов разных времён.

Малахитовая ваза
В 1721 году по указу Петра I в России появилась первая фабрика по обработке и гранению камня. Её построили на берегу Финского залива, недалеко от Петергофа. Сначала мастера использовали привозное сырьё, а после открытия крупных месторождений стали обрабатывать местные полезные ископаемые. Например, малахит. Именно его использовали для знаменитой Малахитовой вазы — самой крупной в своём роде.
Глыбу весом в 25 тонн привезли из Медноруднянского месторождения рядом с Нижним Тагилом. Проект вазы в стиле «Медичи» разработали архитектор И. Гальберг и К. Росси. Для исполнения мастера Императорской екатеринбургской гранильной фабрики выбрали технику русской мозаики. Форма изделия напоминает кратер, высота составляет 1,8 метра, а диаметр — 1,5 метра.
Малахитовая ваза располагается на верхней площадке Советской лестницы.

Зал Леонардо да Винчи
Зал входит в состав Невской анфилады, где выставлены шедевры итальянских художников эпохи Возрождения. Здесь хранятся две из немногих сохранившихся работ Леонардо да Винчи.
По предположениям искусствоведов, «Мадонну Бенуа» да Винчи написал в 1478-1480 годы, вдохновившись работой Андреа Верроккьо. Он изображает её в приземлённом, человеческом образе. Перед нами не Спасительница, а обычная счастливая мать. Она одета в простое платье, которое соответствует флорентийской моде. В отличие от беззаботной улыбки Мадонны, взгляд младенца серьёзен. Он сосредоточен на маленьком белом цветке — символе предстоящих страданий. Единственная деталь, которая напоминает нам о божественной сущности матери и ребёнка, — сверкающие нимбы над их головами.
Над тайнами и загадками «Мадонны Литты» искусствоведы до сих пор ломают головы. Леонардо да Винчи написал эту картину в 90-е годы ХV века. Благодаря рентгеновским лучам эксперты установили, что фигура Мадонны и фоновые окна принадлежат кисти самого художника, младенца нарисовал его ученик, а птицу в его в руке и вовсе дописал неизвестный реставратор.

Мумия в Египетском зале
Основная экспозиция зала посвящена культуре Египта в Древний, Птолемеевский и Римский периоды. Кроме папирусов, украшений, ритуальных и бытовых предметов здесь находятся фрагменты настенных барельефов из гробниц знати 5-6 династий, статуи Аменемхета III и Клеопатры VII.
Центральное место в коллекции занимает мумия жреца Падиисет или Петесе — есть разные мнения, как правильно произносится его имя. Она находится под стеклянным колпаком, так как солнечные лучи могут навредить росписи и ветхим материалам. Как утверждают исследователи, жреца мумифицировали примерно в X век до н. э. Мумию подарил музею купец Анастас Аверов.

Режим работы главного музейного комплекса
Ср, чт, вс — с 11:00 до 18:00.
Вт, пт, сб — с 11:00 до 20:00.
Пн — выходной день.
Последний сеанс начинается за 2 часа до закрытия музея.
Подробнее о режиме работы читайте на официальном сайте Эрмитажа.
Купить билеты в главный комплекс можно онлайн — на сайте Эрмитажа и у партнёров музея. Цены едины: взрослый стоит 500 рублей, для студентов, пенсионеров — 300 рублей.

Правила посещения
Приходите за 15 минут до начала экскурсии. Если вы опоздаете, билет аннулируют, а его стоимость вернуть не получится.
В Эрмитаже есть два маршрута для посетителей — двигайтесь по указателям. Маршруты по ходу осмотра экспозиций менять можно, направление движения — нет.
Не курите и не распивайте алкогольные напитки на территории музея. Не приносите с собой еду, не приводите домашних питомцев.
С 4 марта 2022 года в музее отменили вход по QR-кодам, ношение средств индивидуальной защиты рекомендовано. Верхнюю одежду вы сможете оставить в гардеробе.